Топоним Уфтюга не однажды встретится, если полазить по картам Архангельской области. Есть, например, реки Большая и Малая Уфтюги недалеко от известной вереничникам деревни Гридинская Вельского района. Если от Гридинской податься на север, то километров через полсотни по болотистым лесам доберешься до дороги, соединяющей трассу М8 с Няндомой, Каргополем и Онегой. В этих лесах можно даже найти остатки дороги, которая лет семьдесят назад еще была действующей, а сейчас преодолима разве что на военном грузовике.
Так вот где-то в названных болотах начинаются и вьются на север Большая и Малая Уфтюги. Обе впадают в Пую, которая бежит через Долматово и Ровдино до Реки Вага.
Но есть еще не Большая и не Малая, а просто река Уфтюга, которая находится по другую сторону Северной Двины и впадает в Двину с правого берега.
На этой Уфтюге в верховьях находится известное вереничникам место с названием Верхняя Уфтюга. Вереница уже несколько лет занимается храмом на Верхнем Погосте Уфтюги.
Ниже по течению Уфтюги есть деревня Нижняя. Она, однако, не совсем нижняя. От нее до устья Уфтюги, где она у Красноборска втекает в Северную Двину, еще десяток километров. Деревне Нижняя немало лет. И когда-то в ней было две деревянных церкви. Первая — Успенская “древяна вверх” и вторая — тёплая Троицкая “древяна клецки”. Сейчас это “чертов угол”. Вот, смотрите, какая туда дорога. От села Красноборск – паромом через Двину, в деревню Дябрино, далее по грунтовой дороге на Куликово. Не доезжая Верхней Уфтюги – поворот с главной дороги направо, через р.Уфтюга по льду или понтонам. И еще два километра по грунту.
Первая церковь Успенская не дожила до наших дней, а вторая Троицкая была заменена на каменную в 19-м веке. Развалины каменной сейчас еще стоят. Ее можно увидеть на карте вверху. Карта активная, ее можно подвигать. Слева от Троицкой церкви будет устье Уфтюги с городом Краснокоском на другом берегу Двины. А справа, вверх по Уфтюге, через 14 километров наша Верхняя Уфтюга.
Заметим, что примерно в километре напрямую, но за рекой, есть еще замечательное место – Кулига (Дракованово), где когда-то стояла приметная деревянная церковь с колокольней. Колокольня эта переехала а музей Малых Корел.
Но все же посвящена эта заметка не дожившей до наших дней шатровой церкви Успения Пречистой Богородицы “древяна вверх”.
Успенская церковь построена, предположительно, в районе начала XVII века. Согласно писцовым книгам в приходе Нижнеуфтюгского погоста в конце 18-го века числилось 2100 человек, а в середине 19-го убавилось народу до 1500 человек.
В конце 19-го века церковь успел обмерить и опубликовать чертежи с комментариями архитектор-реставратор, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры Владимир Васильевич Суслов. Ради Владимира Васильевича сделаем отступление…
Владимир Висильевич — сын крепостного-иконописца. Он тринадцати лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и оканчивает его с серебряной медалью. Затем учится в Императорской Академии художеств. По Академии в 1883 году Суслов обратился в Совет Академии с прошением, в котором говорилось:
“Имея достаточные сведения о древнерусской архитектуре, я крайне желал бы продолжить свое образование в этом направлении и, изучив до сих пор мало исследованные, по преимуществу деревянные, памятники русского зодчества Вологодской и Архангельской губерний (Двины и Поморья), которые с каждым годом исчезают, — я тем мог бы внести хотя незначительную лепту в исследования по этому предмету… Я осмеливаюсь обратиться в Совет… с моею покорнейшею просьбою доставить мне хотя незначительную помощь деньгами и свободным доступом к изучению памятников на месте”.
Он получает согласие Академии и летом отправляется в свою первую научную экспедицию по России, в Вологодскую и Архангельскую губернии. И следующие четыре сезона от посвящает тому же. Один, без помощников, с минимальными средствами, объезжает самые глухие места Европейской России.
В лето 1883 от проезжает, делая замеры, зарисовки памятников и выписки из архивов от Ярославля до Вологды, затем побережья Ваги и Северной Двины до самого моря. С осени до весны он обрабатывает материалы. А летом — опять в экспедицию. В 1884 году — окрестности Петербурга. В 1885-м — от Москвы вдоль Волги до Астрахани. В 1886 — Поморье, Поонежье т Поладожье. В 1887 — Псков, Новгород, Тверь, Владимир, Ростов, Вологда, Кириллов. В его отчетах за эти годы представлены в документах более 70 памятников.
Таким образом, в первую свою экспедицию 1883 года Владимир Васильевич изучил и датировал Успенскую церковь Нижнего погоста первой половиной 17-го века. Основанием для такой датировки ему послужили сведения из писцовой книги Устюга Великого 1623-1626 годов. и первоначальные архитектурно-конструктивные детали памятника. Суслов особо отметил необычную форму светов Успенского храма: «церковь освещалась небольшими круглыми окнами»…
Исследователь обратил внимание и на то, что «в северо-западной и юго-западной гранях сруба были продолговатые отверстия с решетками; они служили, при большом стечении народа, стоявшего частью в галерее, для наблюдения за богослужением». На плане также видно, что вдоль всех стен галереи врублены лавки, предназначенные для отдыха прихожан.
В комментариях Владимир Васильевич впервые подробно объяснил устройство каркасной галереи-паперти, которая сохранялась в Успенской церкви. Она опиралась в нескольких местах на вертикальные ряды бревен, специально для этой цели выпущенных из сруба в виде консолей. К концу XIX века почти у всех более древних памятников рассматриваемого типа каркасные галереи на консолях были или просто разобраны, или заменены срубными. Правда, на плане видно, что и в Успенской церкви галерея-паперть была частично переделана. С севера она достигала северо-восточной грани восьмерика, повторяя его конфигурацию. С противоположной же стороны она шла прямо до южной стены восьмерика, где, немного загораживая ее, обрывалась.
По наблюдению В.В.Суслова внутри церковь «имела сравнительно небольшую высоту по отношению к ее внешнему объему. Потолок состоял из горизонтально положенных балок, забранных досками в „косяк”». А если потолок в церкви был первоначальным, то, возможно, именно в тот период времени, когда строилась нижнеуфтюгская церковь, появляются потолки-перекрытия в интерьерах шатровых храмов, срубленных восьмериком от земли. Маэстро ничего не сообщает о конструкции шатра, но можно не сомневаться, что шатер был бревенчатым. Такие рубленые завершения присущи храмам, построенным восьмериком от земли, до конца XVII столетия.
В 1873 г. постановлением епархиального начальства было дано разрешение построить вместо двух ветхих деревянных церквей новую каменную церковь с колокольней.
Каменная Троицкая церковь была сооружена в 1885 г. Престолы освящены в честь Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла. Сейчас она такая, как на фото.
Ниже приведены рисунки Суслова, слева направо:
- Рисунок церкви, опубликованный в 1916 году в ИЗВЕСТИЯХ ТАВРИЧЕСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ (ИТУАК)
- Гравюра церкви с рисунка, опубликованная в журнале “Нива” в 1885 году
- Гравюра колокольни с рисунка, опубликованная в журнале “Нива” в 1885 году
- Рисунок и чертеж колокольни, опубликованные в 1916 году в ИТУАК