Не только время, но стихийные бедствия и неосторожные действия человека с огнём иногда уничтожают деревянные церкви, часовни и колокольни Русского Севера. Мастерство создавать такие шедевры с нуля уже утрачено и их не воспроизвести с помощью современных технологий. В наших руках только противостояние разрушающей силе времени.
Никольский деревянный храм клетского типа был построен в 1719 году в деревне Дракованова Кулига Красноборского района Архангельской области вместо сгоревшего старого храма.
Познавательный интерес представляет даже название этого места. Уж очень в нем много малопонятных для современного уха словесных корней. Например, что такое “кулига”? По Далю это безлесное место, обычно сенокосное и часто приболоченное. Зовут Дракованово место еще и “урочищем”. Это тоже интересное слово. “Урочище” восходит к слову “урок”, котором в свою очередь кроется корень “рок-рек”. “Речити” — по-старинному — говорить. “Урок” первоначально означало договор, обязанность. “Урочище” на нынешнем языке — приметное, чем то выделяющееся место: лужок, лесок, болотце. То, отталкиваясь от чего можно договориться: вот, мол, до этого леска – земля твоя, а за ним – уже моя.
Теперь вспомнем,, что “дракован” означает предмет раздора. Слышатся родственные отношения со словом “драка”. Так вот приметное местечко, по поводу которого когда-то возникли споры, и звали и зовут и “Дракованово” и “Драгово” и. всяко похоже.
Наконец, осталось “погост”. Первоначально слово означало место для принятия гостей, постоялый двор. Потом так стали звать церковь и землю при ней. Начиная с 15-го века до примерно 17-го слово “погост” означало минимальную церковно-административную единицу, центром которой обычно было поселение с церковью и гостиным двором при ней. Позже “погост” стало обозначать просто кладбище.
Вернемся в церкви на урочище. Урочище находится На левом берегу Северной Двины километров 25 от села Красноборск вниз по течению да еще пяток в сторону. Напротив Красноборска вливается в Северную Двину река Уфтюга.
В книгах писано, что в волости Дракованова Кулига на погосте стояла «тёплая» шатровая церковь во имя Николая Чудотворца, а также двор «церковной» (богадельня), в котором жили нищие, питавшиеся «от церкви Божией».
В церковной летописи указано, что в 1866 храм ремонтировался. Был заменён ветхий тес, сделаны новая глава и восьмерик, увеличены окна. Интересна эта маленькая церковь была своим завершением в виде бочки на небольшом срубе. Алтарный прируб квадратный в плане и пятигранный на уровне окон.
Шатровая колокольня по одним данным датируется началом 17-го века, по другим — построена одновременно с церковью. Знаменитый реставратор Александр Викторович Ополовников описывает это строение так:
«Древнейшая из известных нам колоколен типа восьмерик на четверике. Высокий восьмериковый столп колокольни с открытым звоном (колокольней), традиционным повалом и строгим шатром стоит на невысоком четверике, равном по ширине самому столпу. В конструктивном построении кулижской колокольни есть одна характерная особенность. Уровень пола её звона расположен ниже уровня полиц, а сами эти полицы внутри срезаны. Поэтому и ограждение звона колокольни с наружной стороны такое низкое».
До наших дней ни село, ни церковь не сохранились. В 1930-40-х годах в храме была устроена мастерская. Позднее сруб пытались пилить на дрова, что вызвало возмущение общественности и на время удалось остановить его уничтожение. И все же после войны храм полностью утрачен. От него сохранилась только колокольня, которую в 1968 году перевезли в Архангельский музей «Малые Корелы», где она и стоит по сей день. Этот самый древний памятник музея напоминает нам о старинном двинском селе с диковинным названием Кулига Дракованова.
На цветном фото ниже видно, как сейчас колокольня живет в музее, а на черно-белых — как ей жилось раньше.
А вот теперь загадка для желающих голову поломать. В ГНИМА им. А.В. Шусева хранится картинка с прорисовкой не сохранившейся надписи на этой церкви (на фото слева), из которой можно понять, что храм был возведен даже не в 17-м, как пишут справочники, а в 16-м веке. Дата там написана старорусской вязью — а ну-тко прочитайте.
Кто не справится — ответ найдет здесь.
Литература:
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.
- Историческая летопись Красноборья. Хроника событий, факты, комментарии / сост.: В.В. Копытков, Н.А. Шумилов, В.И. Щипин. – Т. 1. – М.: Свѣточъ, 2020.
- Шаповалова Л. Г. Русского Севера храмы. Верхнее Подвинье. Архангельск, 2015.
- Тупицын С. Церковная летопись Дракованой Кулиги // Знамя. Красноборск, 26 июня 1996.