Меню Закрыть

Утраченное. Церковь урочища Дракованова Кулига

Не только время, но стихийные бедствия и неосторожные действия человека с огнём иногда уничтожают деревянные церкви, часовни и колокольни Русского Севера. Мастерство создавать такие шедевры с нуля уже утрачено и их не воспроизвести с помощью современных технологий. В наших руках только противостояние разрушающей силе времени.

Никольский деревянный храм клетского типа был построен в 1719 году в деревне Дракованова Кулига Красноборского района Архангельской области вместо сгоревшего старого храма.

Познавательный интерес представляет даже название этого места. Уж очень в нем много малопонятных для современного уха словесных корней. Например, что такое «кулига»? По Далю это безлесное место, обычно сенокосное и часто приболоченное. Зовут Дракованово место еще и «урочищем». Это тоже интересное слово.  «Урочище» восходит к слову «урок», котором в свою очередь кроется корень «рок-рек». «Речити» — по-старинному — говорить. «Урок»  первоначально означало договор, обязанность. «Урочище» на нынешнем языке — приметное, чем то выделяющееся место: лужок, лесок, болотце. То, отталкиваясь от  чего можно договориться: вот, мол, до этого леска — земля твоя, а за ним — уже моя.

Теперь вспомнем,, что  «дракован» означает предмет раздора. Слышатся родственные отношения со словом «драка». Так вот приметное местечко, по поводу которого когда-то возникли споры, и звали и зовут и «Дракованово» и «Драгово» и. всяко похоже.

Наконец, осталось «погост». Первоначально слово означало место для принятия гостей, постоялый двор. Потом так стали звать церковь и землю при ней. Начиная с 15-го века до примерно 17-го слово «погост» означало минимальную церковно-административную единицу, центром которой обычно было поселение с церковью и гостиным двором при ней. Позже «погост» стало обозначать просто кладбище.


Вернемся в церкви на урочище. Урочище находится На левом берегу Северной Двины километров 25 от села Красноборск вниз по течению да еще пяток в сторону. Напротив Красноборска вливается в Северную Двину река Уфтюга.

В книгах писано, что в волости Дракованова Кулига на погосте стояла «тёплая» шатровая церковь во имя Николая Чудотворца, а также двор «церковной» (богадельня), в котором жили нищие, питавшиеся «от церкви Божией».

В церковной летописи указано, что в 1866 храм ремонтировался. Был заменён ветхий тес, сделаны новая глава и восьмерик, увеличены окна. Интересна эта маленькая церковь была своим завершением в виде бочки на небольшом срубе. Алтарный прируб квадратный в плане и пятигранный на уровне окон. 

Шатровая колокольня по одним данным датируется началом 17-го века, по другим — построена одновременно с церковью. Знаменитый реставратор Александр Викторович Ополовников описывает это строение так:

«Древнейшая из известных нам колоколен типа восьмерик на четверике. Высокий восьмериковый столп колокольни с открытым звоном (колокольней), традиционным повалом и строгим шатром стоит на невысоком четверике, равном по ширине самому столпу. В конструктивном построении кулижской колокольни есть одна характерная особенность. Уровень пола её звона расположен ниже уровня полиц, а сами эти полицы внутри срезаны. Поэтому и ограждение звона колокольни с наружной стороны такое низкое».

До наших дней ни село, ни церковь не сохранились. В 1930-40-х годах в храме была устроена мастерская. Позднее сруб пытались пилить на дрова, что вызвало возмущение общественности и на время удалось остановить его уничтожение. И все же после войны храм полностью утрачен. От него сохранилась только колокольня, которую в 1968 году перевезли в Архангельский музей «Малые Корелы», где она и стоит по сей день. Этот самый древний памятник музея напоминает нам о старинном двинском селе с диковинным названием Кулига Дракованова.

На цветном фото ниже видно, как сейчас колокольня живет в музее, а на черно-белых —  как ей жилось раньше.



А вот теперь загадка для желающих голову поломать. В ГНИМА им. А.В. Шусева хранится картинка с прорисовкой не сохранившейся надписи на этой церкви (на фото слева), из которой можно понять, что храм был возведен даже не в 17-м, как пишут справочники, а в 16-м веке. Дата там написана старорусской вязью — а ну-тко прочитайте.

Кто не справится — ответ найдет здесь.

Литература:

  • Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1986.
  • Историческая летопись Красноборья. Хроника событий, факты, комментарии / сост.: В.В. Копытков, Н.А. Шумилов, В.И. Щипин. – Т. 1. – М.: Свѣточъ, 2020.
  • Шаповалова Л. Г. Русского Севера храмы. Верхнее Подвинье. Архангельск, 2015.
  • Тупицын С. Церковная летопись Дракованой Кулиги // Знамя. Красноборск, 26 июня 1996.
Опубликовано в .Утраченные памятники, Все записи сайта