Плотницкая мастерская Вереницы в Москве, существует уже десять лет. Она меняла адреса, но последние годы осела на территории церкви на улице Садовники, батюшка которой к нам благоволит. Лет за пять сначала мы освоили собственно мастерскую — это небольшой, слегка утепленный сарайчик, в котором можно работать, даже зимой. Потом возник теплый вагончик, где можно попить чайку и поговорить. К вагончику неспеша был пристроен придел для хранения материалов.
Руководит всеми работами наш испытанный товарищ Дмитрий Ремнев. На заглавной фотографии — это он. Дмитрий, бывает, отправляется в дальние командировки, пристроить на место свою продукцию. Но каждую неделю минимум раз собирается компания начинающих и продолжающих плотников. Основной предмет работ мастерской это деревянные купола (луковичные главы) небольших церквей и часовен.
Купол, обычно крытый лемехом, — трудозатратная вещь. Практика показала, что проще его изготавливать или реставрировать в Москве, а потом отвозить на место, пусть даже далеко, чем делать дела в глуши. Тем более, что часто купол перевозится в разобранном виде.
В 12-й день октября мастерская принимала гостей: приехали на экскурсию старшеклассники из школы «Летово». Так сказать, состоялся день открытых дверей.
Главный мастер Дмитрий рассказывал школьникам о работах мастерской. Они даже попробовали инструменты. Будем надеяться, не в последний раз.
Школьники будут делать социальный проект в помощь «Веренице».
Но основная деятельность мастерской — изготовление куполов. В октябре продолжается изготовление лемеха на центральную главу Георгиевской церкви в Большом Бору (работы на храме проводят наши товарищи из АНО «Традиция»).
Лемех, как обычно, делается из осины. Всего на главе будет около 250 лемешин. За осиной опять ездили в Подмосковье. Как ни странно, в Подмосковье подобрать добротную осину проще, чем в Архангельской области. Удобнее всего покупать осину в стволах и уже на месте распускать её на заготовки нужной длины и ширины. Но в этот раз привезли её уже разделанной на 70 заготовок. Их хватит на два с половиной ряда лемехов.
Нижняя часть главы к середине октября уже покрыта лемехом, а теперь мы переваливаем за «экватор». С экватора и до верха под лемех кладут бересту. В основном именно береста выполняет функцию защиты главы от осадков. Это очень живучий материал, если с ним правильно обходиться. Немало примеров, когда береста оказывалась совершенно целой под сгнившей за столетие тесовой кровлей.
С берестой глава становится объемней, а кладется она только при монтаже главы на храме. Кладется она один единственный раз и всегда с помощью гвоздей, которые её конечно дырявят. (Тут бы, кстати, место развенчать легенду о «церкви без единого гвоздя».) Если же бересту переложить, дыры от старых гвоздей в ней непременно останутся, и купол потечёт.
Каждая лемешина точно подгоняется по месту, и надо, конечно, при этом учитывать будущую бересту. Для подгонки лемеха в мастерской береста заменяется обычным картоном.
А 18 октября алтарная глава с разобранного для реставрации Никольского храма из Волосова приехала в добрые руки мастеров-лекарей от Вереницы. Вот она на фотографиях.
Само собою, продолжаем сбор денежных средств. Напоминаем, что все работы на самом храме в Волосове проводятся только на пожертвования неравнодушных людей.
А работы на храме уникальнейшие! Именно сейчас мастера под руководством Александра Сапрыкина делают вычинки на ущербных старинных брёвнах (это такие деревянные вставки-заплаты на бревнах). Этим мастера пытаются сохранить как можно больше первоначального исторического материала для восстановления храма.
Заметим, что Волосово — это самый важный проект Вереницы. Это первая полная реставрация памятника огромного объема.
ПОМОГАЙТЕ! Это здесь.
Все о мастерской в Садовниках — здесь.








