Меню Закрыть

Кудеса Чистого Дора

Святки — чудесная пора от Рождества до Крещения.

Еще в 1880 году М. Забылин писал:

В Вологодской губернии святки до сих пор называют КУДЕСАМИ.

Из словаря Даля:

Кудесить, волхвовать, колдовать, заниматься чарами, ворожбой, заговорами, чернокнижіемъ.
Бѣдить, прокудить, проказить, куролесить. Кудеса также зовутъ святки, когда переряжаются.

Из словаря диалектной лексики «Вологодское словечко» (Шекснинский район):

Зимой, в святки, сами наряжались кудесами, как страшняя, насдоблялись.

Слово «кудеса» родственно слову «чудеса».

«Кудеса» до сих пор в речевом обиходе в Чистом Доре Вологодской области. Местные жители при расспросах о святках рассказывают о кудесах — былых шалостях молодежи с переодеванием в дни святок.

Родившийся в 1970 году Виталий Николаевич Филичев участвовал в кудесах в 1970-80х годах. Он рассказывает, как дети и молодежь, парни и девушки наряжались во что попало, в том числе в вывороченные шубы, и ходили по деревне, но песен не пели и в дома не заходили. Стучали в окна веткой, привязанной к веревке, чтобы не видно было, кто шалит. Закладывали снаружи ворота и калитки. Однажды в соседней деревне Пехтач закинули на крышу сани. Лица закрывали масками. Вспоминает, как сделал из меховой шапки морду медведя. Гадали со свечами и зеркалом и дома, и в бане, и даже в интернате в Коварзине.

Родившийся в 1957 году Анатолий Иванович Карзуничев рассказал, что его отец и дед колядовали на святках (подробностей не знает). По его словам, колядовщики ходили по деревне вечером. А после полуночи начинались кудеса. Доставалось больше тем жителям, кто плохо отнесся к колядовщикам, не одарил их. Мать Анатолия Ивановича (1929 года рождения) рассказала, что парни наряжались покойником, вставляли в зубы картошку, заворачивались в простыню, бегали за девками.

Колядование — древний языческий обычай, связанный с солнцестоянием, позже приуроченный к празднованию нового года и Рождества.  Слово «Коляда» родственно с латинским Calendae  — календы.  Calendae восходит к глаголу calare — провозглашать — в древнем Риме жрецы торжественно провозглашали начало нового месяца и года. Январским календам (древнеримскому языческому празднику чествования новолетия) с приходом христианства был  противопоставлен рождественский цикл. Это привело к смешению традиций. У славян Коляда стала фольклорным персонажем — символом торжества Солнца над Тьмою, а также обозначением праздничных зимних дней, когда солнце начинает свой новый годовой цикл.

Изначально на Коляду ряженые ходили по дворам с «солнышком», пели колядки – песни, прославляющие Коляду, желали щедрого урожаям и здоровья хозяевам. Символическая плата колядовщикам обеспечивала благополучие одаривающих на весь год.

По приметам в святочные дни определяли, каким будет предстоящий год.

Обратимся к данным этнографов И. А. Морозова и И. С. Слепцовой (Духовная культура Северного Белозёрья, Этнодиалектный словарь, М. 1997):

…Обычай колядования, т.е. рождественского поздравительного обхода домов с пением колядок, некогда бытовавший практически повсеместно, в Вашкинском районе в 20-е годы сохранялся только в некоторых деревнях. В других деревнях он был вытеснен «христославлением». [стр. 171]

В отличие от колядовщиков, славильщики, в основном, мальчики, ходили по утрам с самодельной звездой и заходили в дом. Исполнение ими рождественского тропаря вознаграждалось деньгами и угощением. В 30-е годы 20 века обычай угас. [стр. 376]

…Пережиточной формой колядования являлись, судя по всему, варианты обхода «красивых кудес», при которых группу ряженых составляли девушки и парни, причем молодежь, как правило, наряжалась в одежду противоположного пола. Эти обходы некогда, по-видимому, носили поздравительный и благопожелательный характер. [стр. 173]

Хождение на святки «красивым кудесам», распространенное практически повсеместно, являлось, пожалуй, единственным видом ряжения […], в котором могли принимать участие девушки. Только раз в году им представлялась возможность пробежаться по чужим деревням, обойти дома возможных женихов и посмотреть на них своими глазами. Кроме того этот обход можно рассматривать и как «ярмарку невест»: девушки одевались в красивые наряды, плясали и пели перед хозяевами, стараясь показать себя с самой лучшей стороны в глазах родственников своих возможных женихов.

В обходе обычно участвовали девушки-участницы одной беседы («По одной не ходили: как же, што ты — по одной!..») … Самое пристальное внимание уделялось костюму, который продумывался и иногда даже готовился задолго до святок. Все участницы ряжения с большим удовольствием и в деталях вспоминали свои наряды. В большинстве случаев старались использовать старинную одежду, если ее не было дома, то брали у соседей или родственников. Обязательно прикрывали лица реденькими платками, стараясь остаться неузнанными. При этом нижний, тонкий, платок или кусок марли завязывали на шее в роспуск и перебрасывали на лицо, а затем поверх накидывали нарядный платок, шаль или надевали шляпку. Очень часто костюм украшался полотенцами с большими вытканными концами, которые обычно вешали на божницу, зеркало и стены (ими также отмечали почетных гостей на свадьбе).

«На день Рождества кудесам ходили у нас «красивыми“: рубахи — подолы вышитые и сарафаны кубовые или ситцевые сарафаны и кофты; юбки широкие, полосатые шерстяные (синяя, алая с коричневая полосы) или из пестряди. Полотенца сзади или сбоку «стрекозкой» [=булавкой] зашпилишь. Лицо завешивали и сверху платок накидывали или надевши шляпки соломенные с широкими полями. Вязал их один местный мужик на продажу. Красил солому и плел узором. Под шляпку — платок ситцевый. ”Красивые” и днем и вечером ходили». [Со слов деревенской рассказчицы.] [стр. 177]

Дольше сохранялись «страшные кудеса», являющиеся отражением архаических верований и обрядов. В древности ряженые воплощали собой «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка и благополучия.

Галерея «смешных» и «страшных» кудесов, граница между которыми, впрочем, весьма условна, гораздо обширнее. К ним относится целый ряд антропоморфных ряженых, одетых по принципу «чем смешняэ, тем лучше», в том числе большинство персонажей и участников сценок ряжения. […] Хотя при выборе костюма для ряжения известную роль играла личная фантазия, гораздо большее значение имела традиция.

Выделяется несколько основных черт, присущих облику «страшных» или «смешных» кудесов. Одной из главных является вывернутая наизнанку одежда, чаще всего шуба, использование старых, рваных, грязных или вышедших из употребления вещей и обуви. [стр. 187]

Ряженые заходили в дом, плясали, но не пели, чтобы не быть узнанными. устраивали сценки. Но со временем в народе осталась лишь традиция озорства.

В Вашкинском районе до нашего времени сохранился обычай озорства на святки. Наиболее распространенными названиями такого рода поведения были «шалить», «на шально делать», «дикарить», «дурить», «глупеть».

Чаше всего в рассказах старожилов упоминаются различные шутки с санями и лошадьми, что в старину, по-видимому, символизировало приезд и отъезд «нечисти».

При взаимных подшучиваниях девушек и парней обычно практиковались различные манипуляции над воротами, окнами и дверьми. [стр. 230]

В кудесах участвовал и Анатолий Карзуничев из Чистого Дора.

Согласно его рассказам, еще в начале 90-х годов двадцатого века в Кириллове парни наряжались девками, красили губы, а девки — парнями, приделывали усы.

Из проказ вспомнил, как в Чистом Доре закрывали печную трубу стеклом, либо в просвет трубы помещали перо, которое вращалось и не давало дыму выходить. Пристраивали ведро с водой так, что при открытии двери вода выливалась. Поливали водой снаружи двери, чтобы их приморозить. Однажды навалили дров на крыльцо, чтобы при открытии двери они вывалились на хозяйку. Закидывали хомуты и дуги на крышу. Вспоминает, как гадали девушки, кидая валенок, по носку которого определяя сторону, куда выйдут замуж. Смотрели на поведение лошадей — если топчутся, то будет тяжелый год.

А вот какие кудеса описываются на сайте близлежащего Вашкинского района:

Еще ходили «граммофоны» — люди, которые садились в короб для травы и накрывались полотном или крышкой. С собой они брали самоварную трубу, в которую пели частушки. Парни могли прийти с углем, который во время плясок начинал высыпаться, и танцующие тут же его затаптывали. Могли также в шутку мазать сажей девичьи лица.

Инна Владимировна Соколова: «Было еще такое развлечение: в короб сажали детей и сыпали на них снегом. Визгу было! Или, бывало, придут взрослые и из дверей кричат, чтобы прятались дети от волков. А когда все спрячутся, говорили, что нет никаких волков, целая изба дураков.

В наше время растет интерес к гаданиям и колядованию. Делаются попытки возрождения святочных традиций, но занимаются этим, в основном, энтузиасты и народные коллективы. При этом ходят со звездой и исполняют как колядки, так и христославия. Стало много вертепных рождественских представлений.

Вот только очень жаль, что ушла традиция ходить на святках в гости и устраивать посиделки с друзьями, как некогда молодежь на святочных «беседах» с игрищами и песнями.

Будем благодарны чистодорцам за дополнения.

Екатерина Козлова

Опубликовано в Краеведение, Новости