Церковь Николая Чудотворца расположена на правом берегу реки Паденьга в деревне Остахино Шенкурского района Архангельской области.
По документам конца XIX века она относилась к Остахинскому приходу, который включал восемь деревень, первоначально входивших в Паденьгский приход и отделившихся от него в 1892 году. В «Кратком исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» сохранилось упоминание о том, что «в приходе одна церковь во имя Николая Чудотворца, устроенная в 1849 году усердием крестьян-прихожан и освящённая 15 сентября 1852 года; зданием деревянная на каменном фундаменте с такою же в одной связи с нею колокольнею однопрестольною, небольшого размера, обшита тёсом, покрыта в 1892 году железом, а купол и глава белою жестью. Утварью и ризницею церковь скудна за неимением каких либо источников к содержанию кроме кружечно-кошелькового сбора и прибыли от продажи свечей. В 1892 году открыта на 30 человек школа грамоты, помещающаяся в церковной трапезной».
Никольская церковь была выстроена по проекту архитектора Х. Ф. Мейера. Ранее предполагалось, что ближайшим её аналогом можно считать несохранившийся деревянный храм в селе Тарня того же Шенкурского района, но на самом деле тарнянский храм был построен ещё в XVIII веке, а церковь в Остахине выглядела иначе. Её первоначальный облик можно примерно представить по проектному чертежу 1847 года и сведениям из церковной описи (см. статью об истории Никольского храма)
![]() |
Церковь в Остахине имеет простую, вытянутую по оси запад-восток композицию, состоящую из притвора над которым прежде возвышалась колокольня, небольшой трапезной, четверика основного объема храма и пятигранного алтаря.
![]() |
Главный четверик перекрыт четырёхскатной крышей, которую некогда венчал небольшой восьмерик, как на церкви в деревне Тарня. На наличие восьмерика указывают следы на кровельном покрытии. |
![]() |
![]() |
Постройка имеет характерные для архитектуры 19-го века большие оконные проёмы. |
![]() |
![]() |
![]() |
Фасад украшен фризами с декоративными ромбовидными накладками. |
На обшивке, прибитой коваными гвоздями, сохранились следы первоначальной покраски. Несмотря на позднее декоративное убранство и пропорции, стены Никольской церкви завершены повалами. Наличие таких конструктивных элементов с одной стороны продолжает традиций древнерусского деревянного зодчества, а с другой — зашивка повалов имитирует карнизы, характерные для каменной архитектуры XVIII-XIXвеков. Декор и наличие повалов, роднит церковь в Остахино с храмом в соседней деревне Алешковская.
Волонтеры фонда Вереница познакомились с Остахинской церковью в 2014 году
![]() |
![]() |
В 2015 году была проведена уборка вокруг храма, собрано около10 кубов мусора. Общиной отца Михаила ПровАда была покрыта рубероидом крыша над притвором и обкопаны нижние венцы.
![]() |
В 2016 году стены внутри церкви были освобождены от обшивки асбестоцементными панелями. Под панелями были обнаружены протесанные топором стены. Наличие пакли между бревнами говорит нам о том, что храм был теплым. Во время работ 2016 г.также были раскрыты заложенные в алтаре окна.
В 2017 году местные жители сняли подшивной потолок в основном четверике. Под ним сохранился первоначальный потолок. Небо храма имеет 4 плоскости, и напоминает лотковый свод каменных церквей. Плоскости неба зашиты холстами, на которых прослеживаются контуры росписей. |
![]() |
![]() |
В 2017 году, когда был демонтирован подшивной потолок закрывавший небо, росписи было не видно, в течение года роспись постепенно проявлялись и на данный момент сюжеты на трёх плоскостях хорошо различимы. В центральном квадрате можно рассмотреть кованый крюк для паникадила.
|
![]() |
В 2017 году над притвором была устроена временная железная кровля, побелены печи.
Организована система водостоков общиной отца Михаила Провады. Проведены обмеры: зафиксирован план, продольный разрез, фасады. Проведено общее обследование. В процессе обследования выявлено, что северное окно храма и южное окно притвора в советское время были превращены в двери. В это же время с южной стороны было пристроено крыльцо и организован основной вход. Изначально существовавший центральный вход с западной стороны при этом был закрыт, но он хорошо прочитывается и сейчас. |
![]() |
Над окнами были зафиксированы полукруглые ложные окна, нарисованные поверх обшивки.
|
![]() |
![]() |
Состояние бревен по всей высоте сложно оценить из-за наличия обшивки на фасадах. Обшивка сохранилась полностью почти без утрат, кроме цокольной части, в которой утраты составляют около 50%.
Выявлено несколько подгнивших нижних венцов, один из углов четверика южного фасада сгнил поверхностно из-за попадания на него воды с кровли. На момент обследования угол был закрыт рубероидом. |
![]() |
![]() |
Сильных отклонений углов от вертикали церковь не имеет.
На фасадах частично утрачено первоначальное декоративное убранство: ромбовидные элементы карниза и фриза, вертикальные и горизонтальные профилированные элементы. Кровля на сегодняшний день не протекает. |
![]() |
![]() |
В церкви есть две кирпичные печи Советского периода, одна из которых располагается в трапезной, другая в алтарной части. По оценке специалиста, печь в трапезной не является рабочей и подлежит полной разборке. Третья печь расположена в притворе, время ее возведения и состояние не изучены. |
![]() |
![]() |
Сохранилась в хорошем состоянии лестница в притворе, изначально ведущая на колокольню. Сейчас лестница ведёт в низкое помещение под кровлей, которое служило кинопроекционной (церковь использовалась как клуб с кинотеатром), стены и потолок помещения зашиты гипсокартоном. По этой причине состояние кровельных конструкций над притвором изучить не удалось. В трапезной и алтаре сохранился исторический потолок «в разбежку». В целом состояние потолка в трапезной можно оценить как удовлетворительное, но вот балки потолка имеют небольшое прогиб. Чердачное помещение пока не обследовано. |
![]() ![]() |
![]() |
Уровень пола в алтаре в Советский периодбыл поднят под сцену. Под полом на стенах обнаружены обрывки таких же холстов на гвоздях какими был обшит и сам алтарь.
Судя по фрагментам холста на стенах, первоначально они были расписаны. Росписи по холсту традиционны для храмовой деревянной архитектуры XIX века. Остатки подобных росписей можно встретить на Владимирской церкви в деревне Демидовская Шенкурского района. Нижний край холстов дает возможность установить прежнюю отметку пола в алтаре, которая была на 39 см ниже нынешней. Остальные полы в церкви зашиты узкой доской, относящейся к советскому времени. Вполне возможно, что под ней сохранился исторический пол. Никаких признаков гниения и провалов в полах не обнаружено. |
![]() |
![]() |
На стенах справа и слева от солеи симметрично расположены отверстия вероятно от клиросов. Центральные проемы между трапезной и храмом, а также между алтарем и храмом, при приспособлении здания к функции клуба, были увеличены по высоте примерно на 16 см. |
Летом 2019
Разобрали аварийную печь, разобрали сцену и установить отметку первоначального пола алтаря. Обследовали чердак трапезной.
Разобрали обшивку бывшей кинопроекционной.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Какие перспективы воостановления этой церкви мы видим?
Никольская церковь в деревне Остахино официально является памятником регионального значения, что затрудняет проведение реставрационных работ «своими силами». Да и объем здания довольно велик, чтобы справиться с этой задачей ориентируясь лишь на частные пожертвования и поддержку благотворительных организаций. В данном случае радует только то, что в целом храм находится в удовлетворительном состоянии и радикального реставрационного вмешательства не требует. Поэтому проведение подобных работ, например, по восстановлению завершения основного объема церкви видится вполне возможным.
Местные жители дер. Остахино, которых около 80 человек, активно участвуют в волонтерских работах на церкви. Для них Никольская церковь – это не только памятник архитектуры, но и храм. А, как известно, это не маловажно в наше время. В церковь приезжает священник, проводятся службы. Приезжают люди из соседней деревни Верхопаденьги, в которой нет своего храма. По большим праздникам количество гостей достигает 50 человек. Храм рассматривается приходом как общественный центр села.
Эти факты дают право утверждать, что церковь нужна и будет посещаема жителями деревни и окрестностей, поэтому усилия направленные на её дальнейшее восстановление будут оправданы.