Меню Закрыть

История Никольской церкви в Остахине и Остахинского прихода

В деревне Остахино изначально была часовня в честь Николая Чудотворца, построенная в незапамятные времена, — старожилы в начале XX века утверждали, что ей 300 лет. По преданию, часовня была поставлена на месте явления иконы Святителя и Чудотворца Николая, особенно почитаемой в этих местах и считавшейся чудотворною [1].

В первой половине XIX века Остахино и окрестные деревни по обеим берегам реки Паденьги входили в Усть-Паденьгский удельный приказ Шенкурского уезда и относились к Паденгскому церковному приходу. В силу увеличения числа жителей, а также удалённости от приходских храмов, которые располагались в 12 вёрстах от деревни, появилась необходимость в своей церкви. Процесс подготовки к её постройке занял немалое время. В феврале 1846 г. архитектор департамента уделов Министерства императорского двора Х.Ф. Мейер (1789-1848) представил план и фасад нового храма, исправленные им в «русско-византийском стиле». 6 октября 1847 г. Святейший Синод разрешил постройку приписной церкви по утверждённому проекту [2]. В 1849 г. здание храма было построено, к августу следующего года были окончены внутренняя отделка и иконостас, позднее написаны иконы, и в 1851 г. работы по обустройству церкви были завершены. 16 июня 1852 г. преосвященный Варлаам, епископ Архангельский и Холмогорский, подписал антиминс для престола храма, освящённый ранее, 20 января того же года. И, наконец, 15 сентября 1852 г. новоустроенный Никольский храм был освящён местным благочинным, священником Кьяндского прихода Михаилом Первушиным [3].

Церковь построена на каменном фундаменте и имеет преобладающую в конце XIX — начале XX века композицию «кораблём». Состоит она из собственно храма с пятигранной алтарной апсидой, трапезной и папертью, над которой была устроена колокольня с четырьмя окнами. Основной объём перекрыт четырёхскатной кровлей, на которой располагался небольшой восьмерик высотой два аршина, завершавшийся восьмигранным луковичным куполом, как на проектном чертеже Мейера 1847 года. Но в отличие от проектного варианта, на нём была ещё главка с шеей, так же, как и на церквях Поважья XVIII века с подобным завершением. Правда, судя по сведениям из описи, главка на остахинской церкви была совсем миниатюрной, – высота её вместе с шеей составляла всего один аршин (71 см) [4].

 

Hа левом рисунке представлен первоначальный вариант проекта, а справа — проект, исправленный Х.Ф. Мейером и утверждённый в 1847 году (РГИА. Ф.515. Оп.8 Д.699. Л.49)

По другой версии, верх храма мог быть шатровым, по аналогии с Ильинской церковью соседнего Тарнянского прихода. Однако церковь в Тарне была построена ещё в 1775 году, т.е. в относительно «свободные» времена, задолго до того, когда храмы было предписано строить по утверждённым проектам, — поэтому такой вариант представляется маловероятным. К тому же, в церковной описи завершение остахинского храма, называется «куп». Первоначально «куп» был покрыт лемехом («чешуёй») и окрашен чернядью (тёмно-красной охрой) на масле. Высота его составляла половину сажени. Колокольня с тремя колоколами весом 1 пуд 15 фунтов, 35 и 20 фунтов, была шатровой, с главой. Кресты на ней и самой церкви были четырёхконечные, выкрашенные в жёлтый цвет [5].

Стены снаружи были обшиты тёсом и окрашены белилами. Интересной особенностью храма является то, что в верхней части стен его основного объёма и алтаря обшивка имитирует повал. Эта деталь, характерная для деревянного церковного зодчества XVI-XVIII веков, в XIX веке, как правило, уже не применялась. Таким образом, мы видим, что в облике Никольской церкви прослеживаются черты, свойственные архитектуре деревянных поважских храмов XVIII века, и местная традиция сохранялась даже в XIX веке. Ниже на рисунке представлена реконструкция предполагаемого облика церкви в 1849-92 годах.

 

На входе в паперть было устроено крыльцо с прямым рундуком и кровлей на два ската, опиравшейся на два столба. По сторонам крыльца сделаны перила с балясинами. С крыльца на паперть вели створчатые двери (такие же двери были устроены и на входе с паперти в трапезную). Часть паперти была отгорожена заборкой в виде кладовой, из которой вела лестница на колокольню.

В паперти и трапезной вдоль стен располагались лавки, а в северо-западном углу трапезной – кирпичная печь-голландка. Из трапезной в основной храм вели створчатые «красные» двери, а также были устроены две маленькие «проймы», под которыми, возможно, имелись в виду небольшие окна в стене по обеим сторонам дверей [6].

В основном объёме, алтаре, трапезной и паперти — по два наружных окна. Потолки в алтаре, трапезной и паперти были сделаны вразбежку «с провесом», а в самом храме – под небесный свод и украшены росписью на холсте.

Иконостас в церкви был двухъярусный, с одними царскими вратами и двумя пономарскими дверями. По обе стороны царских врат стояли колонны, опиравшиеся на тумбы, выкрашенные в голубой цвет, с белыми платиками, на которых жёлтой краской были нанесены кресты. Карнизы и порезки иконостаса были выкрашены разными красками, «по приличию к храму Божьему».

В местном (нижнем) ряду иконостаса, справа от царских врат располагался образ Господа Вседержителя, за ним – южная пономарская дверь с изображением архидиакона Стефана, ещё правее, у самой стены – храмовый образ Николая Чудотворца. На южной стене, на завороте, в золочёном киоте помещалась та самая икона Николая Чудотворца, почитаемая явленною, и перенесённая в храм из Никольской часовни.

По левую сторону царских врат находился образ Божией Матери с предвечным младенцем, далее – северная пономарская дверь с изображением архидиакона Евпла Сицилийского, над ней – образ Благовещения Божией Матери. Слева от двери – икона Пророка Илии, а на завороте, на северной стене – образ Покрова Пресвятой Богородицы с басманными окладами и медными венцами.

Все иконы местного ряда (кроме тех, что располагались на боковых стенах) имели одинаковую величину – 2 аршина высоты и 1 аршин ширины.

Во втором ярусе, над царскими вратами была изображена в полукружии Тайная Вечеря. По правую её сторону – образа Преображения Господня, Вознесения Господня и Святой Троицы. С левой же стороны располагались иконы Сретения Господня, Входа Господня в Иерусалим и Введения во храм Божией Матери. Выше всех икон на одном щите было изображено восстание Господа из гроба [7].

В других местах храма также располагались несколько икон. На южной стене – образ Петра и Павла с двумя медными венцами и посеребрёнными окладами. На северной – двунадесятых праздников. На западной – икона Спаса Нерукотворенного образа. На аналоях – образа двунадесятых праздников с медными окладами и Николая Чудотворца с медной посеребрённой ризой на нём.

В трапезной, над дверями в церковь был написан на трёх деках деисус, справа от дверей, на полке – тоже деисус на трёх деках, далее – образ Пророка Илии в резном киоте. По левую сторону дверей находились два малых образа — Пророка Илии и Николая Чудотворца, украшенные ризами из разноцветной фольги и помещённые в рамку за стеклом, — и икона Божией Матери в медной посеребрённой ризе с венцом. В паперти, над дверьми – образ Покрова Пресвятой Богородицы в медном окладе с двумя венчиками [8].

Никольская церковь была приписана к Паденгскому приходу. Сорок лет спустя, по ходатайству прихожан, указом Святейшего Правительствующего Синода за № 2277 от 5 июля 1892 года, при ней был открыт самостоятельный Остахинский приход и назначен причт, состоявший по штату из священника и псаломщика. Первым священником прихода был Николай Петрович Павлов, родившийся в 1849 году, а псаломщиком – Яков Иванович Подосинов 1874 года рождения.

В Остахинский приход вошли восемь деревень:

  • Наволоцкая
  • Леваковская
  • Остахинская
  • Подсосенная
  • Погорельская
  • Юрьевская
  • Антушевская
  • Подволоцкая

В том же 1892 году церковь была отремонтирована: крыша покрыта чёрным железом, окрашенным масляной краской, а купол и главы обиты белым железом. В 1898 году, при церковном старосте Григории Иванове Замятине, крестьянине деревни Подсосенной, кровля на храме заново выкрашена в зелёный цвет. Ограда вокруг церкви, выполненная из кирпичных столбиков и деревянных решёток между ними, к началу XX века уже обветшала и требовала ремонта [9]. Ниже на рисунке представлена реконструкция предполагаемого облика храма после ремонта 1892 г.

 

Древняя часовня Николая Чудотворца, о которой уже шла речь в самом начале нашего рассказа, после постройки церкви и перенесения в неё в 1851 году явленной иконы Святителя Николая, получила новое посвящение в честь Илии Пророка. Стояла она в середине деревни Остахино, на самом берегу Паденьги, около дороги, в 50 саженях от храма. Часовня состояла из паперти и молельного помещения под одной крышей, её длина и высота составляла 2 сажени, а ширина – ½ сажени. Кровля была покрыта на 2 ската, на ней – деревянный восьмиконечный крест, обитый белым железом. В часовне был устроен иконостас, занимавший всю восточную стену молельного помещения от пола до потолка. В центре его были поставлены старые царские врата (вероятно, те, что первоначально находились в иконостасе Никольской церкви). Справа от них, в большом старом киоте помещалась большая старинная резная икона Николая Чудотворца. По левую же сторону царских врат располагались древняя малая икона Пророка Илии и многие другие старинные образа, поставленные в 1899 году священником «в должном порядке». Сама часовня, несмотря на почтенный возраст, в начале XX века была в хорошем состоянии — «зданием деревянная, прочная», но кровля её пришла в ветхость и нуждалась в замене.

По местному обычаю, в часовню из церкви устраивали крестные ходы во второй день Пасхи и после водосвятных молебнов на реке 6 (19) января в праздник Крещения, 20 июля (2 августа) в Ильин день и 1 (14) августа в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В эти дни в часовне служили также общий молебен Пророку Илие и Святителю Николаю Чудотворцу, после чего крестный ход возвращался в церковь [10].

В 1901 году в восьми деревнях Остахинского прихода жителей насчитывалось 390 мужчин и 447 женщин, а всего – 837 человек. Небольшая церковь едва ли вмещала всех прихожан, и, как писал в то же время священник, «необходимо позаботиться о ея расширении» [11]. Немного позднее, после постройки в Паденьгском приходе нового каменного храма, местные крестьяне согласились уступить остахинцам деревянную Христорождественскую церковь 1788 года.

Указом от 1 июля 1907 года Архангельская духовная консистория разрешила перемещение храма в Остахино без изменения его вида. В 1908 году церковь была перевезена и возведена на новом месте, рядом с Никольской, на каменном фундаменте, причём при её переборке большую часть старого материала, благодаря его хорошему состоянию, удалось сохранить. 24 сентября 1912 года местный благочинный, священник Шенкурского собора А. Студентов вместе с другими священнослужителями первого и второго благочиний Шенкурского уезда освятили храм, который получил новое посвящение в честь Святого Пророка Илии.

Церковь имела традиционное для Поважья завершение в виде восьмигранного куба, который был обит белым железом, в других местах кровля также была железная, окрашенная. Снаружи храм был обшит тёсом и выкрашен в белый цвет, а изнутри обит холстом и также окрашен. Полы в церкви окрашены охрой [12].

В приходе 14 февраля 1893 года была открыта школа грамоты, размещавшаяся первоначально в церковной трапезной, а с 1898 года – в отдельном доме, купленном крестьянами на собственные средства (180 рублей). Однако, вместе с этим, в 1901 году приходской священник Николай Павлов, исполнявший также должность наставника школы и законоучителя, отмечал: «Попечения при школе от прихожан нет, и быть не может по желанию. Письменными принадлежностями снабжается от священника». В тот же год, благодаря Училищному отделению, для школы были приобретены семь парт, классная доска и столик для учителя.

В 1901 г. в школе обучалось 29 мальчиков и 9 девочек, в 1917 – 29 мальчиков и 25 девочек [13].

На 1917 год священником в Остахинском приходе состоял (с 20 августа 1916 г.) Иоанн Александров Ковров, 28 лет, псаломщиком (с 18 сентября 1917 г.) – Алексей Платонов Кулаков, 34 лет, церковным старостой (с 1914 г.) – крестьянин Афанасий Бородин. Во всех деревнях прихода насчитывалось 153 двора, жителей мужского пола 472, женского – 506, а всего – 978 человек [14].

После Октябрьской революции церкви и всё имущество были объявлены собственностью государства, и по договору переданы общине верующих в безвозмездное пользование. «5 II 1919 г. приняли от Остахинского совдепа в бессрочное и бесплатное пользование находящиеся в Остахинской волости 2 церкви и часовни с Богослужебными предметами…» [15]. По договору, прихожане были обязаны содержать и ремонтировать храмы за свой счёт, и в случае «ненадлежащего содержания», местные власти могли расторгнуть договор и отобрать церковные здания у верующих. Налоги на церковь и обязательные страховые взносы с каждым годом намеренно увеличивались, чтобы вынудить членов церковной общины отказаться от храмов.

Остахинский сельсовет имел планы на Ильинскую церковь. Из документа 1929 года: «Использование церкви намечено под избу-читальню и с/совет. В настоящее время с/с и изба-читальня находятся в частном доме. В районе сельсовета имеется крупная коммуна «Свобода» до 1000 человек, но народного дома нет, нет и помещений для постановки кино и радио. В общем, нет культурно-просветительных учреждений». [16].

В конце 1929 года председатель сельсовета С.Д. Федосеев сообщил в исполнительный комитет Ровдинского района, что верующие отказываются от ремонта церквей и не перезаключили договор пользования храмами. В ответном письме от 23 ноября того же года председатель райисполкома Стрелков отметил, что сообщение рассмотрено и учтено, и «на основании данного нами возбуждено ходатайствование вместо одной церкви отобрать обеи. Протоколы деревенских собраний в этом играют огромную роль, и на это вышестоящие органы безусловно пойдут навстречу самого населения. Одновременно поручается вторично поставить вопрос перед культом верующих о перезаключении договора нашему уполномоченному т. Теплякову. Последний срок даётся 3 дня, о чём объявите культу верующих. Если не заключат договора срочно, с/с-т должен дать свои соображения, куда метится использование церкви, о чём нами дополнительно будет материал послан в Округ…» [17].

17 декабря на собрании прихожане составили резолюцию:

«1929 г. 17 Декабря, Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны — председатель Остахинского сельского совета Федосеев Сергей Дмитриевич, с другой стороны — двадцатка культа верующих, даём настоящую подписку в том, что мы отдаём новую Ильинскую церковь в распоряжение Остахинского сельсовета. Но старую церковь не отдаём, последнюю будем держать в порядке и выполнять заключённый договор с сельсоветом» (далее 19 подписей) [18].

Решение было передано на рассмотрение в Ровдинский райисполком, а оттуда – в Няндомский окружной административный отдел. 7 февраля 1930 года начальник окрадмотдела направил решение о закрытии Ильинской церкви и передаче её Остахинскому сельсовету на утверждение в президиум Няндомского окрисполкома:

«Принимаю во внимание, что в их пользовании остаётся ещё одна старая церковь, которая вполне может удовлетворять религиозные нужды верующих, что община верующих отказалась от дальнейшего его содержания, а поэтому окрадмотдел со своей стороны находит: указанную выше церковь закрыть, помещение её передать для пользования под культцели, а имеющееся культовое имущество – в Госфонд.

Начальник Окрадмотдела Шаулин

Секретарь Вдовин» [19].

Когда была закрыта Никольская церковь – пока не известно. В советские годы она использовалась под клуб и подверглась некоторой перестройке, при этом уничтожены завершение основного объёма и колокольни. Ильинская церковь разрушена во второй половине XX века.


[1] Ведомость о церкви Архангельской Епархии Шенкурского уезда Остахинского прихода за 1901 г. (ГААО. Ф.360. Оп.1. Д.154. Л.61).
[2] Ходаковский Е. В. Деревянная церковная архитектура Русского Севера XIX – начала XX века. Летопись храмостроительства. – СПб: Коло, 2020. С.102.
[3] Опись приписной церкви Паденского прихода, состоящей в селении Остахинском, учинённая в 1853 году (ГААО. Ф.29. Оп.4т.3. Д.197. Л.80).
[4] Там же, Л.78.
[5] По описи 1851 г. (там же, Л.64 об.) и 1853 г. (Л.78).
[6] Там же, Л.78об.
[7] Там же, Л.64об.-65об.
[8] Там же, Л.79об.
[9] Ведомость о церкви за 1901 г. (ГААО. Ф.360. Оп.1. Д.154. Л.57, 63об., 64об.)
[10] Там же, Л.61-62.
[11] Там же, Л.57.
[12] Из Остахинскаго прихода Шенкурскаго уезда // Архангельские Епархиальные Ведомости, 1912. №22. С.628-630.
[13] Ведомости о церкви за 1901 и 1917 гг. (ГААО. Ф.360. Оп.1. Д.154. Л.60, Д.176. Л.123 об.)
[14] Ведомость о церкви за 1917 г. (там же, Л.123об.-128).
[15] ГААО. Ф.Р-489. Оп.1. Д.39. Л.247
[16] Там же, Л.251об.
[17] Там же, Л.252
[18] Там же, Л.250
[19] Там же, Л.244.

Автор текста и рисунков Илья Леонов

За подсказки и дополнения благодарим Александру Логвинову

Наталью Нестерову благодарим за заглавную фотографию,
где слева — церковь Ильи пророка, справа — Николая Чудотворца

 

 
Опубликовано в .Наука, Все записи сайта, Остахино