Подробно история храма изложена следующих документах:
- Компиляция Е.Козловой “Сведения по истории деревни Чистый Дор и Никольской церкви известные нам на текущий момент” находится ЗДЕСЬ.
- Статья С.В.Иванова 2020 года “История династии служителей церкви Ключаревых, Платониковых и Сентябревых…”, в которой упоминаются священники, служившие в церкви Чистого Дора, находится ЗДЕСЬ.
- Статья Л. И. Глызиной “ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ КИРИЛЛОВСКОГО УЕЗДА ПО АРХИВНЫМ ИСТОЧНИКАМ”, в которой есть упоминание церкви в Чистом Доре. Находится ЗДЕСЬ. Формат файла .DOCX, размер 0.2 МБ.
- Материал “Чистый Дор с 30х годов 20 века” с историей села с 1930-х до 1990-х годов и сведениями о его жителях. Хранится ЗДЕСЬ. Формат файла .DOCX, размер 12 МБ.
- Справка Е.Козловой “Административная принадлежность Чистого Дора. История”. Хранится ЗДЕСЬ. Формат файла .DOCX, размер 15 кБ.
- Статья Е.Козловой “О школах в Чистом Доре”. Хранится ЗДЕСЬ. Формат файла .DOCX, размер 6 МБ.
- Статья Е.Козловой “Пидьма — судоходная река” об истории реки, протекающей через Чистый Дор. Хранится ЗДЕСЬ. Формат файла .DOCX, размер 0,6 МБ. Можно прочитать на сайте
- Справка Е.Козловой об истории семьи Воробьевых из Чистого Дора. Хранится ЗДЕСЬ. Страница сайта vk.com.
- Подборка Е.Козловой фотографий села Чистый Дор и его жителей. С комментариями. Хранится ЗДЕСЬ. Страница сайта vk.com. Там же присутствуют ссылки на вышеперечисленные документы.
На основе названных документов складывается следующая история Никольской церкви в деревне Чистый Дор.
Церковь стоит на берегу реки Пидьмы на краю красивой жилой исторической деревни, которая, несмотря на утраты, сохранила дома-пятистенки начала 20 века и хозяйственные постройки. Окружена дором -расчищенными от леса полями.
В 16 веке река Пидьма была частью торгового водно-волокового пути в Поморье. Земли Чистого дора были государевыми, крестьяне – дворцовыми. В 1600 и 1608 гг- житель д. Заельники Чарондской Округи Иван Малыгин пожаловал колокола церкви в Чистом Доре, хранящиеся ныне в музее Кириллова. Никольский погост в Чистом Доре упоминается в переписных книгах 1676-1682 “на поместной землъ столника Михайла Дементьева сына Кафтырева да жилца Ивана Епифанова сына Воейкова” Согласно документам, прежние церкви дважды горели. В 1760 году решено было строить теплую деревянную церковь на прежнем месте.
Нынешняя церковь по данным церковной описи 1860 года была построена в 1767 году. С 1827 года до 1915 была приписной к Иткольской Богородице-Рождественской церкви, позже вновь стала самостоятельным приходом. В 1877 году посреди деревни построена Казанская часовня в честь избавления от сибирской язвы, позже надстроенная пожарной вышкой (в советское время вывезена на постройку гаража). Колокольня первоначально стояла отдельно у реки. В 1884 году покривившуюся деревянную колокольню, не изменяя ее вида, передвинули и пристроили к церкви.
При церкви имелась церковно-приходская школа и библиотека, в которой книги 17-18 вв. составляли более половины. Церковь закрыта в 1939 году, священник репрессирован. В подклете был склад. 13 икон иконостаса18 века хранятся в Кирилловском музее.
Зрительно основной объем церкви занимает вытянутая трапезная на высоком подклете. Над трапезной высится четверик, на нём — восьмерик. На восьмерике — купол с небольшой главкой на барабанчике. С востока прирублен пятигранный алтарь. К трапезной с другой стороны примыкает колокольня. По моде, в ХIХ веке церковь обшили тёсом. Обшивку периодически белили, поэтому издали здание казалось каменным.
Колокольня трехярусная, с открытым ярусом звона, увенчанная шпилем с металлическим декором. Именно ее завершение более всего пострадало от времени.
Несмотря на то, что церковь – это один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества 18 века, обладающего неординарным композиционным построением, в официальные списки “объектов культурного наследия” церковь не входит.