Меню Закрыть

Пидьма (Чистый Дор) — судоходная река

Ныне Пидьма у Чистого Дора больше похожа на ручей и становится полноводной только после сильных дождей да в половодье. А ведь когда-то по ней ходили лодьи [Современное написание "ладья". Написание через -а- появляется в 17 веке как следствие аканья. До этого "додья" или "лодия".], груженые солью и пушниной. С 15 по 17 века земли Чистого Дора входили в состав Чарондской округи Белозерского уезда. Чаронда была крупным промыслово-торговым центром, занимавшим важное значение на древнейшем Белозерско -Онежском торговом водно-волоковым пути, связывавшим Новгород и Волгу через Белое озеро с Поморьем. С 15 века Чаронда принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, контролировавшему водные торговые пути. Основной водно–волоковый путь проходил из Новгорода по реке Волхов в Ладожское озеро, из него по реке Свирь в Онежское, затем по реке Вытегре и волоку между озерами Матко и Ковжа по реке Ковжа – в Белое озеро. Далее по реке Ухтомке в озеро Волоцкое – Ухтомский волок (Красный волок) – озеро Долгое – река Ухтомица – река Модлона — озеро Воже – река Свидь – озеро Лаче – река Онега – Белое море [5]. Согласно исследованиям археолога Н.А. Макарова, начало Ухтомскому волоку было положено в 10 веке [1]. В документе 1585 года [2] сказано о новом отрезке пути по Пидьме: "городецкие белозерские посадские люди учинили было себе волок новой рекой Педьмою, да в реку Шексну". Возможно, он выводил с Долгого озера к Палшемскому, связанному с Пидьмой короткой протокой [1].
Волок назывался "на Коротком" (от Коротецкого погоста), бывшего в то время сравнительно крупным торговым центром. Грамота 1592 года [4] указывает, что сюда приезжали «изо всех городов и изо всех волостей Московской земли», причем особо перечисляет новгородцев, псковичей, тверичей, рязанцев, нижегородцев, балахонцев, казанцев и, наконец, «всяких иноземцев». Соль поступала «ис поморских из разных городов и усолей». Около села находилась пристань, особый участок берега носил характерное наименование – «гостин берег». Церковь у пристани была посвящена Параскеве-Пятнице, покровительнице торговли. На «гостине берегу» стоял «двор государев» и таможня. Здесь же находились соляные амбары, число которых во второй половине XVI в. превысило семьдесят [3]. #Грамоты конца 16 века упоминают товары, привозимые и провозимые транзитом: рыба, соль, воск, хмель, лён, пшеница, солод, рожь, ячмень, разные крупы, свинец, олово, зола (поташ) и другие (более мелкие) товары, а также меха (белки, куницы, бобры и соболя), заграничные сукна. Новый волок рекой Пидьмой постепенно приобрел значение главной дороги из Белозерья к Онеге, и в конце XVI, начале XVII века возобладал над более коротким путем через Волоцкое и Долгое озера [1]
Из #писцовых книг по Чарондской округе следует, что здесь в 17 веке, при следовании от моря к Волге, кончался главный водный путь. Река Ухтома не могла пропускать крупных судов, и в Коротецкой приходилось перегружать товары на более мелкие суда для доставки к волоку, причем самые мелкие из этих судов перетаскивались через волок по сухому пути. Так как от Коротецкой пристани до волока было всего около 20 верст, то часть товаров, сгруженных с крупных судов, перевозилась через волок на телегах непосредственно от самой пристани. Торговый путь Белозерск - Поморье продолжал функционировать даже в 18 веке. Судя по Коротецкой таможенной книге, еще в 1713 году по нему велась торговля рожью, овсом, салом, рыбой. В XIX веке водный путь сохранялся только на участке Каргополь - Коротецкая. [5] В 1983-91 гг. Н.А. Макаров описал #старые дороги на месте волоков. [1, стр.53] Еще в 1930х годах дорога «нового волока» с южной оконечности Долгого озера до западного берега Палшемского озера у Малой Палшемы, протяженностью 3 км, использовалась местными жителями. Жители деревень на Волоцком озере считали эту дорогу одним из участков старого пути с Волоцкого озера к Чистому Дору. Рыбаки пользовались, наряду с дощатыми (шитыми) лодками - «осиновками» -однодеревками с бортами из досок длиной 4-6 метров.
Ученые считают, что по своей конструкции она похожа на новгородскую лодку - однодеревку XII века. Еще в VI-VII веках нашей эры славяне ходили по рекам и морям в лодках - однодеревках, выдолбленных из ствола одного дерева. Византийский писатель, император Константин Багрянородный, писал: «Славяне вырубают зимой лодки - однодеревки и, обратив их в приличный вид, отводят в ближайшие озера; как скоро растает лед, во время теплой и хорошей погоды, они сплавляют их на реку. «Иногда на края лодки набивались вверх по нескольку рядов досок, которые назывались «набоями».а такие лодки - «набойными», иногда «насадами». Если эти лодки были велики, вмещали человек сорок, то носили название #«кораблей» [5, стр.9] «На планах Генерального межевания Кирилловского уезда конца XVIII века вокруг Волоцкого озера числится 26 деревень. Все эти деревни относились к приходу Волоцкой Николаевской церкви Была она построена в 1833 году… К приходу этой церкви относились деревни Чисти, Павлово, Большое и Малое Палшемо, Глухарёво. К церкви были приписаны пять часовен: в селе Павлово - каменная, в сёлах Большое Палшемо, Глухарево, Якушево и при кладбище - деревянные…Жителей волоцких деревень объединяла не только общность территории, здесь веками сладывались родственные отношения... В престольные праздники Покров день и Иванов день в деревне Чисти собиралось много народу. Родственники, знакомые и просто молодежь с Волоцкого, Большого и Малого Палшема, Чистого Дора, Иткольского приходили и приезжали на праздник… Гуляли в домах у родственников и знакомых, ближе к вечеру выходили на улицу. Пели много песен, частушек, устраивали пляски. Парни и девушки, как обычно бывает в такие праздники, знакомились, выбирали себе пару. Как и в других местах, случались драки между местными и гостями, чаще не ладили волоцкие и палшемские. В одном из стихотворений жителя деревни Чисти Юрия Буслаева есть строчки, посвященные Иванову дню, так широко отмечавшемуся в этих краях: Праздник светлый пришел, ждет душа утешенья. Бочки пива сварили для Иванова дня. Праздник светлый настал, веселится деревня Песни, пляски, гармошки кругом. Не видала давно знать такого веселья. Светлый Праздник Христов к нам вошел в каждый дом. Там вон ланчика пляшут, быстро пары кружатся. В русской пляске вон там Парень лихо дробит. И «Семеновна» льется, люди смотрят, дивятся. От «Семеновны той даже сердце щемит. Праздник «Девятой пятницы» праздновали на Волоку и на Палшеме. Первый день - на Волоку, на второй день шли на Палшемо. Обычай ходить в гости во время престольных праздников сохранялся в этих местах еще в 1960 -х годах. Прошли годы. Еще живы Волоцкие деревни Пиньшино, Мыс, Устье, Коровино, Торопунино, Поповка. Уже нет деревень Максимовская, Якушево, Тактасово, Ново, Степаново Нет и деревни Волок - главной деревни Ухтомского волока [5, стр.14]. Прошли времена, когда плыли по Пидьме заморские гости. Со временем череда лодей сменилась лесосплавом для Вогнемской лесопромышленной артели, на котором трудились жители Чистого Дора. Берега Пидьмы заросли лесом, подтачиваемым бобрами и ничто теперь не напоминает о былой славе чистодорской речушки.

Составитель Екатерина Козлова


Литература
      1. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. М.: НИЦ "Скрипторий", 1997. 386 с. 2. Дозорная книга 1614/1615 годов, составленная воеводой Чарондской округи Яковом Фёдоровичем Шушериным по указу царя Михаила Фёдоровича. (Архив СПб. ИИ РАН. Кол. 2. Кн. 81) 3. Барашкова В.С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв.// Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. – М., 1974. – С. 25-37 4. Царская таможенная грамота боярину Дмитрию Годунову 1592 г. // Акты, собранные в библиотеках иархивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. I. 1294-1598.Санкт-Петербург, 1836 № 356 С. 431 5. Валентина Шестова. Ухтомский волок в истории Белозеръя. У Истоков, выпуск 4. Липин Бор, 2005
Опубликовано в Все записи, Краеведение, края, Чистый Дор