Меню Закрыть

В Чистом Доре была судо­ходная река

Ныне река Пидьма, что протекает мимо Чистого Дора больше похожа на ручей и становится полноводной только после сильных дождей да в половодье. А ведь когда-то по ней ходили лодьи, груженые солью и пушниной. Для слова “лодья” современным написанием будет “ладья”. Написание через -а- появляется в 17 веке как следствие аканья, а до этого писалось “лодья” или “лодия”.

С 15 по 17 века земли Чистого Дора входили в состав Чарондской округи Белозерского уезда. Чаронда была крупным промыслово-торговым центром, занимавшим важное значение на древнейшем Белозерско-Онежском торговом водно-волоковым пути, связывавшим Новгород и Волгу через Белое озеро с Поморьем.

С 15 века Чаронда принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, контроли­ровавшему водные торговые пути.

Основной водно–волоковый путь проходил:
из Новгорода по реке Волхов  в Ладожское озеро,
из него по реке Свирь в Онежское,
затем по реке Вытегре,
волоку между озерами Матко и Ковжа,
по реке Ковжа – в Белое озеро.

Из Белого озера далее как на карте внизу:
— по реке Ухтомке в озеро Волоцкое
— Старый или Ухтомский или Красный волок
— озеро Долгое
— река Ухтомица
— река Модлона
— озеро Воже
— река Свидь
— озеро Лаче
— река Онега
— Белое море.

Согласно исследованиям археолога Н.А. Макарова, начало Ухтомскому волоку было положено в 10 веке [1].

В 16 веке был освоен новый волок по Пидьме. В документе 1585 года [2] сказано о новом отрезке пути по Пидьме: “городецкие белозерские посадские люди учинили было себе волок новой рекой Педьмою, да в реку Шексну”. Возможно, волок выводил с Долгого озера к Палшемскому, связанному с Пидьмой короткой протокой [1]. Волок назывался “на Коротком” по названиию  Коротецкого погоста, бывшего в то время сравнительно крупным торговым центром.

Грамота 1592 года [4] указывает, что сюда приезжали «изо всех городов и изо всех волостей Московской земли», причем особо перечисляет новгородцев, псковичей, тверичей, рязанцев, нижегородцев, балахонцев, казанцев и, наконец, «всяких иноземцев». Соль поступала «ис поморских из разных городов и усолей».

Около села находилась пристань, особый участок берега носил характерное наимено­вание – «гостин берег». Церковь у пристани была посвящена Параскеве-Пятнице, покрови­тельнице торговли. На «гостине берегу» стоял «двор государев» и таможня. Здесь же находились соляные амбары, число которых во второй половине 16 века превысило семьдесят [3].

Грамоты конца 16 века упоминают товары, привозимые и провозимые транзитом: рыба, соль, воск, хмель, лён, пшеница, солод, рожь, ячмень, разные крупы, свинец, олово, зола (поташ) и другие (более мелкие) товары, а также меха (белки, куницы, бобры и соболя), заграничные сукна.

Новый волок рекой Пидьмой постепенно приобрел значение главной дороги из Белозерья к Онеге, и в конце 16 и  начале 17 века возобладал над более коротким путем через Волоцкое и Долгое озера [1].

Из писцовых книг по Чарондской округе следует, что здесь в 17 веке, при следовании от моря к Волге, кончался главный водный путь. Река Ухтома не могла пропускать крупных судов, и в Коротецкой приходилось перегружать товары на более мелкие суда для доставки к волоку, причем самые мелкие из этих судов перетаскивались через волок по сухому пути. Так как от Коротецкой пристани до волока было всего около 20 верст, то часть товаров, сгруженных с крупных судов, перевозилась через волок на телегах непосред­ственно от самой пристани.

Торговый путь Белозерск – Поморье продолжал функционировать даже в 18 веке. Судя по Коротецкой таможенной книге, еще в 1713 году по нему велась торговля рожью, овсом, салом, рыбой. В XIX веке водный путь сохранялся только на участке Каргополь – Коротецкая. [5]

111

В 1983-91 гг. Н.А. Макаров описал старые дороги на месте волоков [1, стр.53]:

Еще в 1930х годах дорога «нового волока» с южной оконечности Долгого озера до западного берега Палшемского озера у Малой Палшемы, протяжен­ностью 3 км, использовалась местными жителями. Жители деревень на Волоцком озере считали эту дорогу одним из участков старого пути с Волоцкого озера к Чистому Дору. Рыбаки пользовались, наряду с шитыми дощатыми лодками и лодками «осиновками» — однодеревками, надстроенными досками. Ученые считают, что по своей конструкции она похожа на новгородскую лодку – однодеревку XII века. Еще в VI-VII веках нашей эры славяне ходили по рекам и морям в лодках – однодеревках, выдолбленных из ствола одного дерева. Византийский писатель, император Константин Багряно­родный, писал:

Славяне вырубают зимой лодки – однодеревки и, обратив их в приличный вид, отводят в ближайшие озера; как скоро растает лед, во время теплой и хорошей погоды, они сплавляют их на реку.

Местная жительница и директор краеведческого музея Валентина Шестова вспоминает [5, стр.9]:

Иногда на края лодки набивались вверх по нескольку рядов досок, которые назывались «набоями», а такие лодки – «набойными», иногда «насадами». Если эти лодки были велики, вмещали человек сорок, то носили название «кораблей»

На планах Генерального межевания Кириллов­ского уезда конца XVIII века вокруг Волоцкого озера числится 26 деревень. Все эти деревни относились к приходу Волоцкой Николаевской церкви Была она построена в 1833 году… К приходу этой церкви относились деревни Чисти, Павлово, Большое и Малое Палшемо, Глухарёво. К церкви были приписаны пять часовен: в селе Павлово – каменная, в сёлах же Большое Палшемо, Глухарево, Якушево и при кладбище — деревянные… Жителей волоцких деревень объединяла не только общность территории, здесь веками сладывались родственные отношения…

В престольные праздники Покров день и Иванов день в деревне Чисти собиралось много народу. Родственники, знакомые и просто молодежь с Волоцкого, Большого и Малого Палшема, Чистого Дора, Иткольского приходили и приезжали на праздник… Гуляли в домах у родственников и знакомых, ближе к вечеру выходили на улицу. Пели много песен, частушек, устраивали пляски. Парни и девушки, как обычно бывает в такие праздники, знакомились, выбирали себе пару. Как и в других местах, случались драки между местными и гостями, чаще не ладили волоцкие и палшемские.

В стихотворении другого местного жителя есть такие  строчки:

Праздник светлый пришел, ждет душа утешенья.
Бочки пива сварили для Иванова дня.

Праздник светлый настал, веселится деревня
Песни, пляски, гармошки кругом.

Не видала давно знать такого веселья.
Светлый Праздник Христов к нам вошел в каждый дом.

Там вон ланчика пляшут, быстро пары кружатся.
В русской пляске вон там Парень лихо дробит.

И «Семеновна» льется, люди смотрят, дивятся.
От «Семеновны той даже сердце щемит.

Ныне забытый праздник Девятой пятницы по Пасхе шумно праздновали на Волоку и на Палшеме. Первый день праздновался на Волоку, на второй день шли на Палшемо. Обычай ходить в гости во время престольных праздников сохранялся в этих местах еще в 1960 -х годах.

На сегодня ещё живы Волоцкие деревни Пиньшино, Мыс, Устье, Коровино, Торопунино, Поповка. Уже нет деревень Максимовская, Якушево, Тактасово, Ново, Степаново. Нет и деревни Волок – главной деревни Ухтомского волока [5, стр.14].

Прошли времена, когда плыли по Пидьме заморские гости. Со временем череда лодей сменилась лесосплавом для Вогнемской лесопромышленной артели, на котором трудились жители Чистого Дора. Берега Пидьмы заросли лесом, подтачиваемым бобрами и ничто теперь не напоминает о былой славе чистодорской речушки.

Составитель Екатерина Козлова



Литература

1. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. М.: НИЦ “Скрипторий”, 1997. 386 с.
2. Дозорная книга 1614/1615 годов, составленная воеводой Чарондской округи Яковом Фёдоровичем Шушериным по указу царя Михаила Фёдоровича. (Архив СПб. ИИ РАН. Кол. 2. Кн. 81)
3. Барашкова В.С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв.// Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. – М., 1974. – С. 25-37
4. Царская таможенная грамота боярину Дмитрию Годунову 1592 г. // Акты, собранные в библиотеках иархивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. I. 1294-1598.Санкт-Петербург, 1836 № 356 С. 431
5. Валентина Шестова. Ухтомский волок в истории Белозеръя. У Истоков, выпуск 4. Липин Бор, 2005

Опубликовано в Краеведение, Новости, Чистый Дор