Ныне река Пидьма, что протекает мимо Чистого Дора больше похожа на ручей и становится полноводной только после сильных дождей да в половодье. А ведь когда-то по ней ходили лодьи, груженые солью и пушниной. Для слова “лодья” современным написанием будет “ладья”. Написание через -а- появляется в 17 веке как следствие аканья, а до этого писалось “лодья” или “лодия”.
С 15 по 17 века земли Чистого Дора входили в состав Чарондской округи Белозерского уезда. Чаронда была крупным промыслово-торговым центром, занимавшим важное значение на древнейшем Белозерско-Онежском торговом водно-волоковым пути, связывавшим Новгород и Волгу через Белое озеро с Поморьем.
С 15 века Чаронда принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, контролировавшему водные торговые пути.
Основной водно–волоковый путь проходил:
из Новгорода по реке Волхов в Ладожское озеро,
из него по реке Свирь в Онежское,
затем по реке Вытегре,
волоку между озерами Матко и Ковжа,
по реке Ковжа – в Белое озеро.
Из Белого озера далее как на карте внизу:
— по реке Ухтомке в озеро Волоцкое
— Старый или Ухтомский или Красный волок
— озеро Долгое
— река Ухтомица
— река Модлона
— озеро Воже
— река Свидь
— озеро Лаче
— река Онега
— Белое море.
Согласно исследованиям археолога Н.А. Макарова, начало Ухтомскому волоку было положено в 10 веке [1].
В 16 веке был освоен новый волок по Пидьме. В документе 1585 года [2] сказано о новом отрезке пути по Пидьме: “городецкие белозерские посадские люди учинили было себе волок новой рекой Педьмою, да в реку Шексну”. Возможно, волок выводил с Долгого озера к Палшемскому, связанному с Пидьмой короткой протокой [1]. Волок назывался “на Коротком” по названиию Коротецкого погоста, бывшего в то время сравнительно крупным торговым центром.
Грамота 1592 года [4] указывает, что сюда приезжали «изо всех городов и изо всех волостей Московской земли», причем особо перечисляет новгородцев, псковичей, тверичей, рязанцев, нижегородцев, балахонцев, казанцев и, наконец, «всяких иноземцев». Соль поступала «ис поморских из разных городов и усолей».
Около села находилась пристань, особый участок берега носил характерное наименование – «гостин берег». Церковь у пристани была посвящена Параскеве-Пятнице, покровительнице торговли. На «гостине берегу» стоял «двор государев» и таможня. Здесь же находились соляные амбары, число которых во второй половине 16 века превысило семьдесят [3].
Грамоты конца 16 века упоминают товары, привозимые и провозимые транзитом: рыба, соль, воск, хмель, лён, пшеница, солод, рожь, ячмень, разные крупы, свинец, олово, зола (поташ) и другие (более мелкие) товары, а также меха (белки, куницы, бобры и соболя), заграничные сукна.
Новый волок рекой Пидьмой постепенно приобрел значение главной дороги из Белозерья к Онеге, и в конце 16 и начале 17 века возобладал над более коротким путем через Волоцкое и Долгое озера [1].
Из писцовых книг по Чарондской округе следует, что здесь в 17 веке, при следовании от моря к Волге, кончался главный водный путь. Река Ухтома не могла пропускать крупных судов, и в Коротецкой приходилось перегружать товары на более мелкие суда для доставки к волоку, причем самые мелкие из этих судов перетаскивались через волок по сухому пути. Так как от Коротецкой пристани до волока было всего около 20 верст, то часть товаров, сгруженных с крупных судов, перевозилась через волок на телегах непосредственно от самой пристани.
Торговый путь Белозерск – Поморье продолжал функционировать даже в 18 веке. Судя по Коротецкой таможенной книге, еще в 1713 году по нему велась торговля рожью, овсом, салом, рыбой. В XIX веке водный путь сохранялся только на участке Каргополь – Коротецкая. [5]
В 1983-91 гг. Н.А. Макаров описал старые дороги на месте волоков [1, стр.53]:
Еще в 1930х годах дорога «нового волока» с южной оконечности Долгого озера до западного берега Палшемского озера у Малой Палшемы, протяженностью 3 км, использовалась местными жителями. Жители деревень на Волоцком озере считали эту дорогу одним из участков старого пути с Волоцкого озера к Чистому Дору. Рыбаки пользовались, наряду с шитыми дощатыми лодками и лодками «осиновками» — однодеревками, надстроенными досками. Ученые считают, что по своей конструкции она похожа на новгородскую лодку – однодеревку XII века. Еще в VI-VII веках нашей эры славяне ходили по рекам и морям в лодках – однодеревках, выдолбленных из ствола одного дерева. Византийский писатель, император Константин Багрянородный, писал:
Славяне вырубают зимой лодки – однодеревки и, обратив их в приличный вид, отводят в ближайшие озера; как скоро растает лед, во время теплой и хорошей погоды, они сплавляют их на реку.
Местная жительница и директор краеведческого музея Валентина Шестова вспоминает [5, стр.9]:
Иногда на края лодки набивались вверх по нескольку рядов досок, которые назывались «набоями», а такие лодки – «набойными», иногда «насадами». Если эти лодки были велики, вмещали человек сорок, то носили название «кораблей»
На планах Генерального межевания Кирилловского уезда конца XVIII века вокруг Волоцкого озера числится 26 деревень. Все эти деревни относились к приходу Волоцкой Николаевской церкви Была она построена в 1833 году… К приходу этой церкви относились деревни Чисти, Павлово, Большое и Малое Палшемо, Глухарёво. К церкви были приписаны пять часовен: в селе Павлово – каменная, в сёлах же Большое Палшемо, Глухарево, Якушево и при кладбище — деревянные… Жителей волоцких деревень объединяла не только общность территории, здесь веками сладывались родственные отношения…
В престольные праздники Покров день и Иванов день в деревне Чисти собиралось много народу. Родственники, знакомые и просто молодежь с Волоцкого, Большого и Малого Палшема, Чистого Дора, Иткольского приходили и приезжали на праздник… Гуляли в домах у родственников и знакомых, ближе к вечеру выходили на улицу. Пели много песен, частушек, устраивали пляски. Парни и девушки, как обычно бывает в такие праздники, знакомились, выбирали себе пару. Как и в других местах, случались драки между местными и гостями, чаще не ладили волоцкие и палшемские.
В стихотворении другого местного жителя есть такие строчки:
Праздник светлый пришел, ждет душа утешенья.
Бочки пива сварили для Иванова дня.Праздник светлый настал, веселится деревня
Песни, пляски, гармошки кругом.Не видала давно знать такого веселья.
Светлый Праздник Христов к нам вошел в каждый дом.Там вон ланчика пляшут, быстро пары кружатся.
В русской пляске вон там Парень лихо дробит.И «Семеновна» льется, люди смотрят, дивятся.
От «Семеновны той даже сердце щемит.
Ныне забытый праздник Девятой пятницы по Пасхе шумно праздновали на Волоку и на Палшеме. Первый день праздновался на Волоку, на второй день шли на Палшемо. Обычай ходить в гости во время престольных праздников сохранялся в этих местах еще в 1960 -х годах.
На сегодня ещё живы Волоцкие деревни Пиньшино, Мыс, Устье, Коровино, Торопунино, Поповка. Уже нет деревень Максимовская, Якушево, Тактасово, Ново, Степаново. Нет и деревни Волок – главной деревни Ухтомского волока [5, стр.14].
Прошли времена, когда плыли по Пидьме заморские гости. Со временем череда лодей сменилась лесосплавом для Вогнемской лесопромышленной артели, на котором трудились жители Чистого Дора. Берега Пидьмы заросли лесом, подтачиваемым бобрами и ничто теперь не напоминает о былой славе чистодорской речушки.
Составитель Екатерина Козлова
Литература
1. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. М.: НИЦ “Скрипторий”, 1997. 386 с.
2. Дозорная книга 1614/1615 годов, составленная воеводой Чарондской округи Яковом Фёдоровичем Шушериным по указу царя Михаила Фёдоровича. (Архив СПб. ИИ РАН. Кол. 2. Кн. 81)
3. Барашкова В.С. Торговые связи Белозерского края в XVI – нач. XVII вв.// Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. – М., 1974. – С. 25-37
4. Царская таможенная грамота боярину Дмитрию Годунову 1592 г. // Акты, собранные в библиотеках иархивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. I. 1294-1598.Санкт-Петербург, 1836 № 356 С. 431
5. Валентина Шестова. Ухтомский волок в истории Белозеръя. У Истоков, выпуск 4. Липин Бор, 2005