Меню Закрыть

История церковного прихода в Зачачье

Зачачьевский приход располагался на реке Чаче, в 178 верстах от Архангельска, 106 от Холмогор и 6 от Емецка. Составляли приход двадцать две деревни, из которых четыре находились близ приходских церквей, остальные на расстоянии не более пяти верст. Жителей к началу 1894 года состояло 800 мужского пола и 905 женского.

До нашего времени не сохранилось сведений о времени образования Зачачьевского прихода. Известно лишь, что изначально приходские церкви находились на территории современного села Емецк. Первое упоминание о Никольском и Димитриевском храмах, располагавшихся на Емецком погосте, относится к середине XVI века. В Сотной грамоте 1552-1553 годов указывается, что на Емецком погосте в Большом селе находятся две церкви: во имя Николая Чудотворца и Димитрия Святого. Кроме них, на погосте располагались ещё четыре храма.

В середине 1610-х годов польско-литовскими разбойниками Никольский и Димитриевский храмы были разграблены и сожжены. В начале 1620-х годов по благословению митрополита Новгородского и Великолукского Исидора храмы заново отстроили. Причём в Никольском храме был устроен «придел в верху в западную сторону преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». В 1628 году храмы вновь подверглись разграблению, в частности из Димитриевской церкви вместе с имуществом были похищены храмозданные грамоты, выданные митрополитом Исидором. По просьбе церковного приказчика Сампсона Никитина преосвященный Аффоний, митрополит Новгородский и Великолукский 7 июля 1635 года взамен утраченных прислал новые благословенные грамоты.

15 января 1686 года церковный приказчик Назар Федоров и крестьяне Зачачьевской волости обратились преосвященному Афанасию, архиепископу Холмогорскому и Важскому с челобитной в которой просили благословения на перенос приходских храмов в Зачачьевскую волость, отстоящую от Емецкого селения в 4½ верстах. Свою просьбу они мотивировали угрозой обрушения церквей и дальностью расстояния от их селений: «В прошлых давных годех после литовскаго на Двине раззорения того Николаевскаго прихода крестьяне поставили две церкви во имя Николая Чудотворца да предел Зосимы и Савватия Соловецких да великомученика Димитрия на старых же церковных местах в Емецком Остроге и в вешнее время с большия Двины реки малою речкою Двинкою приходит быстрая вода со льдом по вся годы и тою гору моет и сыплет и они де крестьяне по своей вере тою осыпь крепили по многие годы строили обрубы и те обрубы вешнею водою ломает и быстриною относит и ныне те церкви стоят на самой великой осыпи, а им крестьянам впредь тех обрубов строить не в мочь, а живут де они крестьяне от тех своих приходских церквей в дальном разстоянии и вешняго де ради водянаго безпутия болящие люди помирают без покаяния, а родильницы без молитвы».

Благословенная грамота на перенос храмов была выдана 31 января 1686 года. В ней содержались наставления относительно разборки храмов и указания о их внешнем облике: «разобрать со всяким бережением и с потщанием добрым плотникам, а не двоеженцам, а с престолов и жертвенников индитии снять и разобрать те престолы и жертвенники священнику или диакону со всяким благочинием и опасением … а буде тех церквей явится ломаной или гнилой или какой выметной лес, и тот лес вывесть в поле и в чистом месте огнем сожещи и пепел всыпать в текущую реку, и в того место новый лес по угожеству и обложить те церкви на новом окладе священнику со диаконом по требнику … А верхи у тех церквей построить не шатровые, а в олтарех построить помосты выше церковных помостов двемя степенями, а степеням высота по два верьха с половиною, а из олтарей в церкви выпуск того олтарняго помоста учинить до верьхней степени два аршина … А кресты на тех церквах поставить четвероконечные по преданию святых апостол и святых богоносных отец и по древнему обычаю подобием таковы, каков крест златой на Москве на соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на большой главе, что у Великих государей на сенях поставлен издавных лет». Кроме того, непременным условием для переноса храмов, являлось наличие на новом месте участков для строительства причтовых домов и расположения погоста-кладбища вблизи приходских церквей: «И чтоб под кладбище и под дворы священника и клириков не в дальном разстоянии места были».

Летний Никольский храм разобрали и перенесли в Зачачьевское село в 1686 году. Собранный на новом месте храм, сохранил прежний архитектурный объём, но шатровое завершение было заменено большим восьмигранным луковицеобразным кубом – «пучиной», увенчанным пятью главами. Также в результате произведённой реконструкции Никольский храм утратил Зосимо-Савватиевский придел. Святины церкви состоялись в 1687 году. Чин освящения совершил священник Холмогорского Спасо-Преображенского собора Афанасий.

Димитриевский храм ввиду крайней ветхости переносить не стали. Вместо этого в 1689-1690 годах в Зачачье был построен новый пятиглавый зимний храм, с использованием старого пригодного материала. В 1690 году церковь освятил ключарь Холмогорского собора священник Алексей Золатарев.

За неимением в приходе колокольни, а также в память об упразднённом Зосимо-Савватиевском приделе в 1690 году жители Зачачья просили архипастырского разрешения на строительство еще одного храма, но уже с колокольней. Владыка благословил строительство и предписал «построить колокольна по угожеству и под тою колокольнею учинить церковь во имя преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, а олтарь у той церкви построить выпускной круглой, а на колокольницу ход учинить с паперти». В 1690-1693 годах новый летний храм «под колокольнею» был построен и освящен 7 декабря 1693 года священником Холмогорского собора Афанасием во имя Соловецких чудотворцев.

В 1727 году на всех трёх храмах производился ремонт крыш. В ходе этих ремонтных работ демонтировали четыре малые главы на Никольском храме. Тогда же Димитриевский и Никольский храмы украсили новыми железными четырёхконечными крестами.

В 1747 году от молнии Никольский храм загорелся. Из храма удалось вынести утварь, книги и иконы. Огонь потушили быстро, но от пожара пострадал потолок храма.

В 1792 году порядком обветшавший Димитриевский храм был полностью раскатан и собран заново с добавлением нового материала. В конце того же года состоялось освящение обновленного храма.

При приходских храмах в 1796 году построили отдельную деревянную колокольню. Она относилась к типу построек «восьмерик на четверике» и имела шатровое завершение. На новой звоннице располагался набор из двенадцати колоколов. Вес самого большого колокола составлял без малого почти сто пудов.

В 1806 году вокруг приходских церквей была построена «деревянная, брусовая со столбцами и точеными по верху маковками» ограда.

 

В 1827 году подверглась капитальной перестройке обветшавшая Зосимо-Савватиевская церковь. Новый храм был обшит тёсом и выкрашен краской. Венчала постройку покрытая лемехом восьмигранная полусфера, завершавшаяся восьмигранным барабаном с главкой. В начале 1830-х годов храм Димитрия Солунского также снаружи обшили тёсом и выкрасили, а внутри оштукатурили. В 1839 году обшили тёсом и Никольский храм, а в 1846 году в ходе ремонтных работ тесовую обшивку обрела и колокольня. Также по неё был подведён новый каменный фундамент и заменена прогнившая кровля. В 1871 году в Димитриевском храме установили новый иконостас, образа для которого были написаны в Санкт-Петербурге.

В 1879-1881 годах вокруг Зачачьевского погоста вместо обветшавшей деревянной ограды возвели каменную.

8 марта 1884 года дотла сгорел деревянный Димитриевский храм. Оставшись без зимнего храма, в 1884-1885 годах крестьяне пристроили к Зосимо-Савватиевской церкви тёплую трапезную.

Новый Димитриевский храм было решено строить в каменном исполнении. В июле 1888 года на месте пожарища состоялась закладка кирпичной церкви. Главным благотворителем и организатором строительства храма выступил выходец из Зачачья петербургский купец Петр Алексеевич Некрасов. В 1892 году основные строительные работы были окончены: завершена кладка стен, покрыты крыши и установлены купола. В 1893 году церковное здание оштукатурили, выкрасили кровлю и установили позолоченные кресты. В следующем сезоне проводились работы по внутренней отделке, установке окон и дверей, кладке печей. Полностью строительные работы завершили в 1895 году, общая стоимость всех работ составила около 20 тыс. рублей.

 

10 июля 1895 года состоялось великое освящение вновь построенного каменного Димитриевского храма. Чин освящения совершил преосвященный Никанор (Каменский), епископ Архангельский и Холмогорский. В 1915 году внутренние стены этого храма были расписаны масляной живописью.

К началу XX века обветшал деревянный Никольский храм, стены которого утратили устойчивость, а купол дал сильный крен и грозил обрушением. В 1902 году настоятель Зачачьевского прихода отец Николай Попов поднял вопрос о ремонте древнего храма. Начало ремонтных работ задерживалось из-за нехватки денежных средств. И только благодаря энергичной деятельности священника, удалось воодушевить и объединить приходских крестьян и людей купеческого сословия выходцев из Зачачья, проживавших в Петербурге.

Денежные средства на ремонт храма начали потихоньку собираться. Для этих целей приходскими крестьянами была продана часть собранного ими хлеба и затем дополнительно в течение двух лет производился добровольный сбор по 25 копеек с души. Также по сборным листам было собрано 4 076 рубля 86 копеек.

 

Но ремонтные работы осложнялись древностью храма. В результате переписки с Императорской Археологической Комиссией постройка храма (точной копии прежнего) была разрешена только после снятия точных размеров сруба, стропил купола и крыш, а также древнего иконостаса. Контроль над строительством осуществлял губернский архитектор А. А. Каретников, еще в 1906 году разработавший проект реставрации.

К 1909 году необходимая сумма для начала строительства была собрана и в том же году осуществлена разборка церкви, а 27 июня 1910 года совершен чин закладки. Руководителем бригады строителей был местный житель плотник Петр Николаевич Космынин, благодаря умению и трудолюбию которого, удалось в кратчайшие сроки завершить строительство.

В результате реконструкции храм был полностью построен из нового материала, но с сохранением общего архитектурного облика. Старая ассиметричная трапезная была заменена новой с высоким двухсторонним западным крыльцом. Наружную тесовую обшивку храма восстанавливать не стали, взамен этого здание выкрасили разными красками: стены здания и «шея» главы обрели белый цвет, а пучина и купол – зелёный. Также потолок в восьмерике был сделан несколько ниже прежнего и забран досками в «ёлочку».

 

Немало времени потребовалось для реставрации иконостаса, который ввиду сложности работ, пришлось вывезти в Архангельск. Первоначально было принято решение смыть позднейшую живопись, но из-за дороговизны таких работ, от этого пришлось отказаться. Ограничились лишь промывкой икон от копоти и пыли и нанесением свежей краски в осыпавшихся местах. Также были восстановлены утраченные детали и заново позолочена резьба иконостаса. Реставрацию проводил архангельский иконостасный мастер Д. Д. Терентьев. В результате проделанной работы старинный пятиярусный иконостас предстал во всём своём величии и великолепии.

 

Строительство Никольского храма обошлось в 14 616 рублей 69 копеек. В эту сумму ещё не вошла стоимость леса, отпущенного бесплатно и бесплатно вывезенного прихожанами. Долгожданное освящение воссозданного Никольского храма состоялось 30 июня 1915 года при большом стечении народа. Торжества возглавил преосвященный Нафанаил (Троицкий), епископ Архангельский и Холмогорский. По окончании богослужения в здании сельского училища для гостей накрыли праздничный обед на 100 человек, а для тех, кому не хватило места, установили столы прямо на улице.

 

В начале1930-х годов первыми были закрыты два деревянных храма Зачачьевского прихода. Вскоре Зосимо-Савватиевскую церковь распилили на дрова, а Никольскую сельские власти решили переоборудовать для нужд школы крестьянской молодежи. Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как Северный краевой исполком не одобрил решение ввиду того, что Никольский храм ещё ранее был поставлен на учёт Главнауки. Несмотря на это, его внутренне убранство подверглось разграблению и уничтожению. В 1942 году Никольский храм был продан местному колхозу и в последствии использовался в качестве зернового склада. Для устройства засеков [за́сек – отгороженное место для хранения зерна и муки. — Ред.] и перегородок использовали древние иконы иконостаса.

Осенью 1937 года последним был закрыт каменный Димитриевский храм и передан сельсовету «под культурные цели», но в результате использовался в качестве колхозного склада. Впоследствии в храме разместилась столовая пионерского лагеря. В последней четверти XX века оба храма были окончательно заброшены и стали местом сборов сельской молодежи. К началу XXI столетия Никольский храм окончательно пришёл в аварийное состояние. В храме из-за прогнившей кровли произошло обрушение потолка, провалились полы, разрушилась северная стена трапезной и, самое главное, стал крениться и проседать купол.

В августе 1996 года местными жителями проведено учредительное собрание и принято решение об образовании в Зачачье православной общины, которая впоследствии получила госрегистрацию и обрела статус юридического лица. Силами прихожан помещения Димитриевского храма были частично освобождены от мусора и приспособлены для совершения богослужений в летний период, проведены первичные консервационные работы на кровле. В 2002 году на Никольском храме по федеральной программе проводились противоаварийные работы. В ходе этих мероприятий был выровнен и укреплен купол-пучина, демонтирован рухнувший потолок, вынесен мусор и закрыты протечки на кровле. В 2004-2005 годах при Димитриевском храме была построена временная деревянная звонница и оснащена небольшим набором колоколов.

 

К середине 2010-х годов без должного ухода зачачьевские храмы вновь пришли в плачевное состояние. Консервационное покрытие кровли деревянного Никольского храма окончательно истлело и состояние здания сильно ухудшилось, а глава вновь стала проваливаться. Димитриевский храм также страдал от многочисленных протечек крыши, из-за чего почти полностью оказалась утраченной настенная живопись.

В 2020 году фондом “Вереница” были начаты противоаварийные работы на деревянном Никольском храме. Подробнее о проведенных работах можно прочитать в статье на сайте.

В 2023 году прихожанами, благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, начаты противоаварийные работы на кровле каменного Димитриевского храма. В течении лета проведены одиннадцать субботников: из храма вынесен большой объём мусора, частично отрыт грунт от стен здания, вырублен кустарник.

О предстоящих работах на деревянном Никольском храме в 2024 году читайте здесь.

За статью благодарим иерея Романа Петрова, настоятеля храмов в Емецке и Зачачье.


Источники и литература:
ГААО, Фонд 29, опись 31, дело 1154. Историческое описание церквей Холмогорского уезда.

Заручевская Е. Б. «Никольская церковь в селе Зачачье Архангельской области», Архитектурное наследство. № 54. М., 2011 г.

Попов В. И. Освящение преосвященным Нафанаилом воссозданного древнего храма во имя Святого и Чудотворца Николая в Зачаческом приходе
Холмогорского уезда. Архангельск, 1915.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский. Архангельск, 1894 г.

Опубликовано в Все записи, Зачачье, Наука