Каждый раз, открывая список утраченных памятников деревянного зодчества, поражаешься красоте и умению народных зодчих. Как они так могли строить и сохранять?
Церковь Флора и Лавра с приделом Илии Пророка в селе Ростовское — высокий, стройный шатровый храм с причудливым крыльцом простоял на Двинской земле почти два века. Село Ростовское находится в Виноградовском районе Архангельской области, на правом берегу Северной Двины. В прошлом оно входило в Шенкурский уезд Архангельской губернии.
История храмов Ростовского прихода весьма запутанная, поскольку приделы в них то упразднялись, то переосвящались. Сам же приход упоминается с середины XVI века. Известно, что к началу XVII века в нём были две церкви: одна — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, другая — во имя св. мучеников Флора и Лавра, последняя из которых в 1603 году сгорела, и на её месте, по грамоте патриарха Иосифа от 3 марта того же года построен новый храм с тем же посвящением.
В 1643 году вместо старой Введенской церкви была построена новая, того же посвящения, о которой мы знаем что она была деревянной, шатровой, летней. В 1707 году возвели шатровый храм во имя Живоначальной Троицы, второй придел которого унаследовал посвящение в честь Флора и Лавра от предыдущей Флоровской церкви 1603 года.
Но уже в 1744 году архиепископ Варсонофий даёт грамоту на построение новой церкви во имя Святой Троицы церкви вместо прежней. Этот Троицкий храм, освящённый в 1764 году, также имел придел в честь Флора и Лавра.
Обращает на себя внимание то, что последние из упомянутых церквей простояли совсем недолго — это может означать, что они, скорее всего, были истреблены пожаром. По-видимому, и новая Троицкая церковь 1764 года также сгорела спустя несколько десятилетий, ибо уже в 1812 году вместо неё начали строить каменный Троицкий храм.
Это была лишь присказка, а теперь мы, наконец, подобрались к истории церкви Флора и Лавра XVIII века, о которой и собирались вести рассказ.
Чаще всего постройку её относят к 1755 году, но на самом деле этим годом датируется храмозданная грамота, выданная архиепископа Варсонофием 21 октября 1755 года. Поэтому, следует считать это датой начала строительства, которое, как видно, вместе с устройством иконостаса, велось в течение нескольких лет. И, наконец, в 1761 году игумен Клоновского монастыря Игнатий Писторов освятил церковь. Первоначально главный её престол был посвящён празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, а северный придел — великомученице Варваре, так как храм строился на замену предыдущей Введенской церкви 1643 года, которая к тому времени или обветшала, или, что более вероятно, сгорела в 1740-х годах вместе с Троицкой 1707 года.
С постройкой в 1818 году каменной церкви Троицы Живоначальной и освящением в её нижнем этаже Введенского и Варваринского приделов, соответствующие престолы в деревянном храме были упразднены: Варваринский — по распоряжению епископа Парфения в том же 1818-м, а Введенский — епископом Неофитом в 1822 году.
Вскоре, однако церковь была возобновлена, и 8 октября 1825 года благочинный, приходской священник Пётр Макаров освятил главный её престол, теперь уже в честь св. мучеников Флора и Лавра, а северный (бывший Введенский) был освящён во имя Пророка Илии 9 октября 1826 года протоиереем Шенкурского собора Григорием Заринским.
Церковь была шатровая, «восьмерик на четверике» с тремя прирубами: пятистенной апсиду с востока и двумя прямоугольными с севера и запада. Северный прируб, вмещавший в себя придел Илии Пророка, был покрыт бочкой с главой и придавал храму асимметричность. Церковь и придел объединялись галерей на консолях. Крыльцо – отдельно стоящий высокий сруб, было крыто бочкой и имело два всхода. В церкви находились прекрасные, тонкой резьбы, царские врата.
Храм Флора и Лавра в XIX веке избежал «благолепных поновлений», его стены никогда не обшивались тёсом. На фотографиях, сделанных в начале XX века, церковь предстаёт нам во всей красе открытого бревенчатого сруба с причудливым рельефом повалов, консолей и выпусков. Сохранились маленькие косящатые окна, которые не растёсывались, как это часто делалось при ремонтах и обновлениях других храмов. И даже некоторые поздние детали — тесовая обшивка галереи и железное покрытие глав, нисколько не портят первозданный облик церкви, а наоборот, контрастируя с ним, только подчёркивают его красоту.
Храм погиб от пожара в 1920-е годы: в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению списка памятников искусства, составленных членом Академии истории материальной культуры профессором Романовым от 3 декабря 1927 г., отмечено, что церковь Флора и Лавра 1755 году в селе Ростовском Шенкурского уезда уже сгорела, а в отчёте сотрудника Северного Краевого Музея 1929 года уточняется, что «сгорела в недавнее время от молнии». Через несколько лет такая же судьба постигла и Вознесенский храм соседнего Конецгорского прихода, по своему архитектурному облику очень близкий к Флоро-Лаврской церкви, и также по праву отнесённый исследователями к числу наиболее выдающихся памятников русского деревянного зодчества.
Второй церкви Ростовского прихода — каменной Троицкой в какой-то мере повезло больше: она сохранилась до наших дней, хотя и в полуразрушенном состоянии, утратив почти всю былую красоту. Троицкий храм, построенный в духе раннего классицизма с вкраплениями барокко, словно в противовес деревянному необшитому Флоро-Лаврскому, был богато украшен затейливым декором.
Церковь имеет два этажа, причём основной объём верхнего храма был двухсветным. Снаружи стены на уровне первого этажа были выбелены, а выше — окрашены в жёлтый цвет, с белыми пилястрами, зубчатыми карнизами и другими декоративными элементами.
Церковь, как упоминалось ранее, была заложена в сентябре 1812 г. Уже в следующем году построили нижний этаж, а в 1818-м — верхний. В конце того же года благочинный Пётр Синцов, священник Конецгорского прихода, освятил два нижних тёплых придела в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. великомученицы Варвары. Два престола располагались в одном алтаре, и были разделены дощатой перегородкой.
В 1823 году надстроили над притвором колокольню. Ещё в течение нескольких лет шло внутреннее обустройство церкви и, наконец, 8 октября 1826 г. был освящён главный, Троицкий престол в верхнем этаже.
При осмотре храма в 1929 г. было отмечено, что
«среди иконостаса древностью и художественностью выделяется Деисусный чин. Остальные ярусы новой работы. Деисусный чин хорошей сохранности, хотя возможно, что частично переписан. Работа икон прекрасная, из виденных чинов в этом районе данный чин наилучший, так что его нужно отнести к наиболее ценным памятникам иконописи обследованного района.
Из других икон храма к группе древних можно отнести следующие:
1. Икона Введения во храм богоматери, с басмой и финифтяными венчиками, в местном ряду.
2. Икона Сошествия во ад, интересна и с очень пространной композицией, в местном ряду.
3. Икона Христос во гробе, в притворе.
4. Икона Одигитрии.Некоторые иконы начинают перхать».
Церковь была закрыта и переделана в школу до 1939 года, при этом уничтожены её завершение и колокольня. К настоящему времени от храма остались только стены и часть сводов нижнего этажа.
В приходе в разное время было также несколько часовен, из них наиболее примечательной была Георгиевская в деревне Палостровской, в 16 вёрстах от приходских церквей, построенная в 1729 году. «Зданием деревянная, холодная, с клинчатым шатром, прочна. (…) Служение в ней бывает 19 июня и 3 ноября» — гласит ведомость 1842 года. Позднее деревня Палостровская отошла к Конецгорскому приходу. От часовни, как и от самой деревни, стоявшей среди лесов на берегу Палозера, не осталось ничего.
Во время экспедиции Северного Краевого музея 1929 г. были обследованы две часовни: одна из них названа в отчёте «часовней среди полей» и не привлекла внимание исследователей, так как не содержала древних памятников живописи. Другая, часовня Георгия Победоносца в деревне Скупичевской описана как интересная по архитектуре, «сохраняя первичный тип часовни, совпадающий с типом амбара. Внутри икона Георгия, видимо, 18 в. и распятие того же времени».
Существует также фотография 1930-х — 1950-х годов (возможно, снятая во время экспедиции 1939 года) и подписанная как «Часовня с. Ростовское, Арх. обл.», на которой изображена постройка в виде невысокого рубленого восьмерика с восьмискатным покрытием, без главки или креста. В одной из стен устроена дверь, в другой — небольшое окно.
Была ли то в действительности часовня или же это остатки колокольни, стоявшей при храмах, и, за ненадобностью, после возведения каменной церкви, частично разобранной и превращённой в какую-то хозяйственную постройку — пока это остаётся загадкой, как и судьба остальных часовен. Возможно, местные жители и их потомки смогут вспомнить что-то и прояснить этот вопрос.
При составлении текста использованы источники:
1. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. II. Уезды: Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. — Архангельск: Издание Архангельского Епархиального Церковно-археологического Комитета, 1895. С.171-173.
2. Забелло С.Я., Иванов В.И., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942.
3. Ведомости о церкви Живоначальной Троицы Шенкурского уезда Ростовского прихода за 1842 г. (ГААО. Ф. 477. Оп.1. Д.1.Л.1), о второй при сем приходе Флоровской церкви (там же, Л. 2об.) и о часовне, принадлежащей к сей церкви, находящейся при Палостровской деревне (там же, Л.3).
4. Протокол заседания Комиссии по рассмотрению списка памятников искусства, составленных членом Академии истории материальной культуры профессором Романовым от 3 декабря 1927 г. (ГААО. Ф.Р-1222. Оп.1. Д.23. Л.237).
5. Отчёт о поездке в Няндомский округ по командировке Северного краевого музея, 1929 г. (там же, Д.27. Л.20об.).
6. Максимов П. Н., Иванов В. И. Отчёт Северных экспедиций Музея Архитектуры 1939 г. (ГНИМА. Ф.32. Оп.1. Д.5).
Статью подготовил Илья Леонов