Мы расскажем вам о церкви, с которой Вереница начала свою деятельность в 2009 году. Точнее, тогда и фонда Вереница еще не существовало. Он появился только через пять лет. Но была группа загоревшихся добровольцев во главе с Маргаритой Баевой.
С тех пор прошли уже тринадцать лет. И хоть мы собираемся весьма сжато рассказывать о прошедшем, событий было так много, что подумалось, в один пост и не уложиться. Так что это только первая половина рассказа.
Итак, Никольская церковь в деревне Гридинская поставлена на берегу речки Е́люги в 60 километрах от города Вельск. На заглавном фото – наша церковь весной 2022 года.
Церковь стоит несколько в стороне от деревни. По отношению к макушке деревни — Горы, церковь даже в низине, в излучине реки. В паре километров дальше от Вельска, есть еще две-три почти слившиеся деревеньки. За ними на север есть только рабочие дороги к лесоразработкам. Ближе к Вельску, в трех километрах от Гридинской лежит деревня Смолья́нец (на карте она Смольянская). Когда-то ее жители промышляли добычей древесной смолы. Примыкают к ней еще живая Бурцевская и заброшенная Дымковская.
Все прочие деревни окрест уже ушли в Лету. Ближайшая живая находится за пятнадцать километров от Гридинской. Это Ники́тинская – ныне часть поселка Хо́зьмино.
Старинная карта слева – это карта Вельской округи 1794 года. На этой карте трудно что-либо разглядеть. Она дана для представления об общем виде Вельской округи. Тогда это был регион вчетверо превышающий по площади нынешний Вельский район. Если по карте щелкнуть, она развернется, и все равно на ней ничего не разберешь. Разве что в центре как красное пятнышко увидишь город Вельск. Можно (через меню правой кнопки мыши) отрыть изображение этой карты в новом окошке или вкладке, и тогда при хорошем экране на неё можно полюбоваться во всей красе.
Ниже приведен фрагмент той же карты, где виден наш Храм под названием Николской. Карту внизу можно перетаскивать и таким образом по частям просмотреть весь Вельский Округ.
Удивление вызывает искусство картографов тех времен. Дорог почти не было. Авиации и квадракоптеров не было. Разве что воздушного змея можно было запустить. Но какая с него радость? Фотоаппаратов тоже еще не было. И тем не менее, общий рисунок рек правдоподобный и не очень-то отличается от современного. Да и то, реки за двести лет могли поменять свои русла.
Смотрим на карту. На карте найдите деревни Куленга, Горка и Никитинская, которые и сегодня слегка живы, но сменили свои названия. Ниже найдете Климовскую, которой уже нет. Видимо, слилась с Гридинской. Ниже Климовской – наша Гридинская. Храм рядом обозначен как “Николской”. Кстати, в церковных документах церковь прописана как церковь села Григоровского. Где находилось это село, нам не известно.
Ниже по Елюге Уже не существующая Хидовкая, существующие Смолинская и Бурцевская, и опять брошенная Дымковская.
Дальше можно еще найти деревню Есютинская. Как и Никитинская ныне это часть нынешнего поселка Хозьмино. Церковь села Григоровского по церковной иерархии подчинялась Есютинской иепархии.
Карта сия составлена спустя два года после освящения Никольского Храма. Дорог на карте не найдете. По екатерининским временам здесь практически все передвижение происходило вплавь. Кстати река, где стоит Гридинская деревня, на этой карте записана как Евлюга. Сейчас она зовется Е́люга. Во всех старых названиях на Севере ударение ставится на первом слоге.
Среди полей Никольскую церковь раньше было видно издали. В советские годы население Гридинской составляло около четырехсот человек. Как понимаем, растительность вокруг церкви была выщипана сельским скотом. Уже с середины восьмидесятых народ стал разбегаться, окрестности заросли мелким леском. Гридинская фактически стала дачным поселком.
Даже за леском церковь хорошо видна. Высятся ее огромная крытая осиновой чешуей луковичная пучина, а над ней главка с крестом. Красива церковь в тумане, который к вечеру укрывает церковь как одеялом. Красива на ярком солнышке, когда ее купол сияет, а крыши радуют глаз свой нежной зеленью.
Здание церкви со стороны выглядит единым, но в ней четыре части: притвор, трапезная, четверик и алтарь.
Сделаем отступление, объяснив смысл возможно не вполне понятных слов. Притвор – прихожая по нынешнему, первое небольшое помещение сразу за входной лестницей. Трапезная – в переводе с греческого буквально значит “столовая”. Так оно и было во времена раннего христианства. Кстати, слово церковь буквально означает “огороженная”. Заметили, вокруг любой церкви есть забор? “Четверик” просто означает форму о четырех стенах. “Алтарь” на первоначальных греческом и латинском означал “возвышение”, как место принесения жертв (восходит к altus — высокий).
Вернемся к собственно церкви. Основной объем церкви возвышается над трапезной и состоит в свою очередь из нижнего четверика, на нем восьмерика, а на нем зеленой «пучины» и “оловянной” главки с крестом. Такова архитектура церкви.
А вот этапы строительства церкви:
- 1790-1792 годы — закладываются все конструктивные основные формы храма и каменный фундамент. Трапезная на этом этапе имела безгвоздевую кровлю, которая не дошла до наших дней.
- В середине 19-го века церковь имеет еще деревянные покрытия, но трапезная уже без потоков и куриц. Пучина покрыта городчатым лемехом и окрашена в зеленый цвет, а главка крыта луженым железом.
- В 1887 году были проведены ремонтные работы, в ходе которых церковь приобрела обшивку. Подзоры были выкрашены в синий цвет. Элементы крыльца и входная дверь с порталом стали красными.
- Ремонтные работы 1911 года. Появляется металлическая кровля, выкрашенная зеленой краской. С внешних сторон крыльцо окрасили в белый цвет, подзоры перекрасили в красный. Городчатый лемех (см. рисунок ниже) на пучине был заменен на треугольный. Изначальный городчатый лемех остался до сих пор внизу пучины на отрицательном уклоне, там где он менее был подвержен дождю.
Из добротных фотографий церкви, самые старые датируются 1974-75-ми годами. Из более ранних изображений существует единственное – рисунок церкви, сделанный предположительно в 1876 году.
Далее мы попробуем изложить все события, происходившие вокруг церкви с 2009-го года.
Начнем чуть издали. Вот ниже фото церкви, сделанное в 1975-году. Правда, раскрашенное с помощью нейросети. Непонятно, как нейросеть догадалась, что пучина над восьмериком когда-то была салатовой. Что для 70-х годов было уже неправдой. За 60 лет после последнего ремонта краска уже стерлась осадками и оставалась только едва-едва на низу пучины, где уклон пучины становится отрицательным.
На среднем фото (предположительно 90-е годы) цвет пучины правдоподобный.
Внутри церкви в 75-м еще сохранялся иконостас. В послесоветские годы церковь была брошена, открытая всем ветрам. Естественно там проводила время местная молодежь, в частности используя высокий иконостас как место для тренировки в скалолазании. Чтоб скалолазание не привело к трагедии, иконостас был сломан и выкинут под откос реки.
Фото слева сделано ранее 1975 года. Оно присутствует на сайтах http://nasledie-archive.ru/objs/2900371000.html# без датировки и на pastvu.com c датировкой 1974 год. В датировке следует усомнится, поскольку с такой датировкой там приведено 19 фотографий, но на приведенной фотографии в окне алтаря видна решетка, а на других её нет. Кроме того растительность на берегу реки и сам берег сильно отличаются от таковых на фото, приведенном выше и определенно датированном 1975 годом. На фото 1975 года кустов над рекой уже нет, а деревья над оврагом уже полу сухие. Вряд ли это произошло в один год.
Можно предположить на основании наличия решетки на окне, что слева самая старая из сохранившихся фотграфий храма.
Как начиналась работа над храмом
В 1990 годы московские добровольцы из клуба путешественников и вообще хороших людей под названием Рождественка работали на церквях в селе Кальи на Северной Двине. В 2006-м году пришла печальная весть о непоправимом пожаре в Кальях. Эта весть стала причиной желания вернуться на север и помочь храмам. С помощью главы движения “Общее дело” отца Алексея (Яковлеву) был выбран храм в деревне Гридинская
Общество Рождественка, на всякий случай скажем, и сечас живое, но отошло от забот о Гридинской церкви.
Итак, в августе 2009 года в деревню прибыл разведотряд из трех рождественцев. На фото внизу вы видете этих героев. Как нормальные герои, они совершили марш-бросок в сорок километров от ближайшей железнодорожной станции до Гридинской.
И увидели прекрасную церковь высотой 25 метров. Масштаб не самых больших церквей, которые бывают и за 40 метров высотой. Но все же это равно восми современным этажам.
Над церковью парил опушенный лемехом купол. Его вы видите слева. Осиновые лемеха пролежали к тому времени на куполе, а точнее на пучине, без малого сто лет. И как видите недурно сохранились. Более того, если вы присмотитесь, то лемех наверху пучины, отличается от того, что лежит ниже. Так вот, верхние лемеха были обномлены в 1911 году, а те что внизу, наверное будут вдвое постарше.
Полюбовавшись храмом, за неделю присутствия в деревне троица подружилась с местным населением и начальством и с их помощью сделала первые полезные усилия, направленные на спасение храма. За несколько дней умельцы закрыли пустовавшие оконные проёмы деревянными щитами и сделали навес над входным проёмом. На втором фото ниже – как было, на третьем – как стало.
Понятно, что за первый заезд, все проблемы не решились. Крыши храма текли, сруб кое-где подгнил, в церковь надо было забираться по шаткой лестнице. Но храм на фоне других деревянных был в замечательной сохранности. И контакт с населением деревни был налажен. По спискам в деревне в тот год жили 19 человек. Не много, в сравнии с четырьмя сотнями, которые бытовали здесь при Советской власти.
В лето 2010-е в Гридинскую приехала бригада уже из шести москвичей. Приехали в субботу 15 августа, а уже в воскресенье пришли машины с пиломатериалами. Было решено восстановить недостающую часть наружней обшивки храма для пущей сохранности сруба. Плюс это была для всех заметная работа. Надо, чтобы было видно, что не зря приезжали. Из “невидных”, но обязательных работ – была необходимость залатать большую дыру на полице четверика (на крыше, попросту говоря).
Как жилось в Гридинской. Нам выделили небольшой пустующий домик с гаражом и баней. И так, кстати продолжалось еще три года, а потом хозяева нам это хозяйство продали за ‘бешеные’ тридцать тысяч рублей. Домик был небольшой, в него без натуги вмещалось три-четыре человека. Не поместившихся поселяли в гораздо более вместительный гараж.
Мужчины с помощью местных соорудили нехилые лесенки и добрались до дыр на крыше.
Потом мужчины занялись обшивкой, а женщины хлопотали на кухне и пытались почистить внутренние стены.
Внутри стены церкви до высоты метров десять были исписаны всякими “здесь был вася”. Немножко поработали и на этим. В целом очистка стен была огромной работой, потом на нее ушло больше года.
Неделя прошла не скучно и питательно. В ближайшей деревне было несколько коров, потому пили парное молочко. Видите, ниже, какая Рита — кровь с молоком! Кровь собственная, молоко коровье.
В 2011 году на работы приехали уже 35 человек и было сделано очень много.
За вторую половину июля сделали временную дверь из притвора в трапезную. Заколотили окна, над входным дверным проёмом был сделан козырёк, максимально была залатана крыша, выкошена трава вокруг церкви, убран слой грунта из под нижнего венца брёвен для вентиляции. Доделывали обшивку на южной стороне.
Начата организация местного музея.
Руководством Вельского музея была нанята архангельская строительная фирма, которая должна была обновить железную кровлю на главке купола и на трапезной. С 20 июля добровольцы стали возводить леса, чтоб дотянуться до купола. Музей и кровельщики работы торопили, но когда сняли старую кровлю, оказалось, что все стропила гнилые. Не без скандала пришлось строильную систему разрушить, и тем отодвнуть кровельные работы на осень. За август возвели новые стропила.
Июля 15-го прошел субботник с деревенскими, очищали отмывали внутренние стены.
Осенью прошли кровельные работы, которые к ноябрю были закончены.
Но работы 2011-го трудно назвать успешными – при установке новой главы, был повреждён лемех на пучине и он стал протекать. Это обнаружилось лишь год спустя.
2012 год был посвящен окнам.
Были заказаны новые рамы. А притвор украсила новая (но все же временная) дверь. Часть окон остеклили.
Множество сил было потрачено на организацию местного деревенского музея. Для этого отчистили брошенный дом и собрали туда местные ценности – одежду, мебель, утварь.
Обнаружилось, что кровельщики прохудили главный купол, пока покрыволи малый купол новым железом. Купол тёк. Что-то надо было делать…
В июле 2013-го продолжили доделывать окна и двери. Пристроили временную лестницу. Укрыли рубероидом текущий купол и сняли с него несчастные леса, из-за которых он и потек.
Укрытие купола рубероидом не помогло. С потолка из-под купола все одно в дождь капала вода.
Продолжались музейные хлопоты.
Впервые приехал батюшка из Москвы и провел в церкви службу.
Весной 2014-го для решения вопроса протечки купола была вызвана бригада мастеров из артели Дмитрия Соколова. Поставили новые леса вокруг купола. Изучение вопроса привело к решению о замене лемеха на верхней половине пучины, уже пролежавшего на куполе сто лет.
В июле 2014-го были положены первые ряды нового лемеха. Это сложная операция. Каждая лемешина имеет свою индивидуальную форму. Ее надо вырубить, а потом аккуратно уложить, подстелив матами из бересты. А всего нужно было заменить полторы тысячи лемешин.
Да еще прибавим, что рубятся лемешины только из добротной осины, и только осины. А такую осину не скоро найдешь по нынешним временам.
Вскоре вся годная осина в Арханельской области закончилась ;)
Пришлось дальше осину возить на такси из Москвы.
Еще о работах на храме старые записи можно почитать здесь.