Вереница Verenitsa

спасение деревянных памятников русского севера

[вК]   [ФБ]   [И]   [ritaba@rambler.ru]

2021-Май-26

Новые книги для любителей деревянной архитектуры

Две книги изданы не без участия Вереницы. Книги можно купить, а собранные средства пойдут на реставрацию. Иногородним  книги высылаем почте с предварительной оплатой. Заказывать ТОЛЬКО в личном сообщении или через ватсап,   8 916 582 14 35    у Полины Ниловской.

Первая книга 

Книга написана Любовью Шаповаловой, исследователем и пропагандистом северного деревянного зодчества. Книга посвящена истории и архитектурным особенностям храмового ансамбля Зачачьевского прихода Холмогорского района Архангельской области, главным образом, деревянному Никольскому храму 17 века, объекту культурного наследия России федерального значения. 

Дан обзор северных храмов в схожей архитектурной традиции. Книга иллюстрирована большим количеством чертежей, архивных и современных фотоснимков. Вереница участвовала в издании книги, поскольку проводит в Зачачье работы по консервации Никольского храма. В книге 96 страниц, цена 350 рублей. 

 Автор книги Любовь  Геннадьевна приезжала в Москву с сделала доклад о своей книге «Зачачье»: https://www.youtube.com/watch?v=95wJZ-Evu7c&t=2s.   


Вторая книга

написана доцентом Санкт-петербургского университета Е.В.Ходаковским: «Деревянная церковная архитектура Русского Севера XIX – начала XX в.», СПб., 2020г. В книге 344 стр., цена 1000 руб. 

Это уникальное исследование деревянного зодчества Русского Севера XIX – начала XX в. 

Книга преследует цель воссоздать максимально полную панораму деревянного храмостроительства в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях в период от эпохи Павла1 до 1917 года. Автор проводит исследование как сохранившихся памятников, так и тех утраченных, историю и облик которых можно реконструировать только с помощью проектов, рисунков, фотографий, других изобразительных и письменных источников. 

Деревянное церковное зодчество Русского Севера является неотъемлемой частью отечественной художественной культуры и составляет, пожалуй, одну из наиболее самобытных её граней. Наиболее высокая оценка памятников относится к памятникам XV – XVIII столетий. Деревянная церковная архитектура более позднего периода (XIX – начала XX в.) не воспринималась исследователями 1880-1910-х гг. как значимая страница в истории русского деревянного зодчества, поскольку не отстояла ещё на необходимой исторической дистанции.

В советское время эти поздние сооружения воспринимались исключительно как свидетельства эпохи «царизма», «официоза» и «клерикализма». Сами храмы с 1920-х гг. перестраивались под склады, клубы, некоторые,вообще, оказались в частной собственности и были приспособлены под жильё, как в деревнях Товра на Северной Двине и Лавела на Пинеге, или оказались на приусадебных участках, как церковь в Воронове в Приладожье. Десятки и сотни памятников попросту уничтожались, превращались в руины. Между тем, с конца XVIII в. история деревянной церковной архитектуры продолжалась ещё почти полтора столетия. На фоне масштабных утрат в XX столетии, сооружения позднего периода по сравнению с памятниками XV – XVIII вв. составляют абсолютное большинство сохранившегося наследия.