Ещё один прекрасный образец северного народного зодчества в селе Конецгорье Виноградовского района Архангельской области так же находится в числе утраченных памятников. Церковь поставлена в 1752 году.
В состав Конецгорского прихода входила 41 деревня. Они были раскинуты по крутой возвышенности, спускающейся к реке. Церковь стояла на высоком берегу Северной Двины и представляла собой симметричную монументальную композицию, имеющую в основе своей крестообразный план.
В основе храма четверик, над ним возвышается восьмерик с повалом и шатер. Имеет два придела: с севера Косьмо-Дамиановский и Георгиевский с южной стороны. Приделы крыты бочками с широкими полицами, увенчанными главами. Пятигранный алтарь и западный прируб так же имеют бочечное завершение. Западный прируб с трех сторон окружает дощатая галерея на консолях. Удивительно то, что церковь не была обшита тесом, а сохранила свой первоначальный вид. Художник и историк архитектуры Игорь Эммануилович Грабарь отмечает живописность крыльца Конецгорской церкви, поставленного на отдельном срубе, высокого, на два всхода, верхняя площадка оформлена тремя арочками. Фото справа сделано Грабарём в 1929 году.
Иконостас Вознесенского храма пятиярусный, наиболее древней является храмовая икона Вознесения, вынесенная из старой церкви во время пожара. В сентябре 1929 года Вознесенская церковь была обследована экспедицией Северного Краевого музея. В отчёте экспедиции написано: “По чистоте линий и совершенности пропорций церковь является исключительным памятником древне-русского зодчества. Как каковой она известна в научной литературе, и снимки с неё имеются в нескольких изданиях (…) Мною сделаны два снимка с наружного вида церкви и один с внутреннего”.
Церковь в момент составления отчета была на учёте Главнауки, но вместе с тем в отчёте отмечалось, что “Здание церкви в настоящее время находится в угрожающем состоянии – оно кренится на западную сторону, это отклонение по вертикальной оси хорошо заметно на глаз. Внутри здания полы покоробились, потолки разошлись, перекоробился и иконостас. А между тем церковь является не только одним из самых исключительных памятников древне-русского зодчества, но она ценна и по своей насыщенности памятниками живописи, во многих случаях более древними, чем сама церковь. Иконы находятся в таком же угрожающем состоянии, как и сама церковь. Они стильно оперхали, и левкас отваливается кусками. Это состояние икон иконостаса хорошо заметно на снимке. Верхние ярусы иконостаса более поздней работы, лучшие иконы расположены в нижнем ярусе (…) Тябла иконостаса хорошей резьбы 18 века, довольно сдержанного характера, не столь пышного и роскошного, как в церкви Никольской села Топсы”. (ГААО. Ф.1222. Оп.1. Д.27. Л.20).
По всей видимости, храм погиб от пожара в 1930-е годы, так как уже в 1939 году П. Н. Максимов писал в Отчёте Северных экспедиций Музея Всесоюзной Академии Архитектуры, что “Вознесенская церковь в Конецгорье 1752 года и Флоро-Лаврская церковь 1755 года в Ростовcком, обе деревянные, шатровые, с приделами, покрытыми бочками, на высоких подклетах, очень похожие одна на другую и принадлежавшие к числу прекраснейших памятников деревянного зодчества севера, сгорели уже давно”.
Нам же остается только смотреть фотографии и поражаться былой красоте. Чтобы не случилось этого с памятниками, сохранившимися до наших дней, поддержите наш фонд.
При подготовке материала использованы следующие источники:
- Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1896. С. 175.
- Отчёт Северных экспедиций Музея Архитектуры 1939 г. (ГНИМА, Ф32, Оп.1, Д.5)
- Из книги: Грабарь И. История русского искусства. Том 1. М., Издание И. Кнебеля, 1910 г.
- Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942.
- https://sobory.ru/article/?object=36714