В 2020-2021 годах мы провели противоаварийные работы на девятиглавой церкви Рождества Богородицы в Бережной Дуброве. Сейчас мы постепенно приводим в порядок храм и его окрестности силами добровольцев. За последние два сезона удалось освободить основной объём храма от большей части старого материала, сваленного там при последней попытке реставрации (который затем был бережно перенесён, рассортирован и уложен в трапезной), вставить в окна и застеклить несколько временных рам. В 2022 и 2023 годах на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы в храме проводились службы.
Прошлой осенью один наш хороший друг и доброволец заказал печатную копию иконы Божией Матери Одигитрии, что когда-то украшала церковь Рождества Богородицы, а ныне хранится в Архангельском музее изобразительных искусств.
Подготовку к печати выполнила художник-иконописец Анна Евсеева на основе материалов, опубликованных в двухтомнике “Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств”. Этот прекрасный сборник был выпущен в издательстве “Северный паломник” силами ныне покойного Сергея Владимировича Обуха и его супруги Ирины. Благодарим сотрудников издательства за предоставленные для печати кадры снимка иконы в высоком разрешении.
Образ Богоматери напечатан на пластике в натуральную величину и наклеен на фанеру для жёсткости. В конце января репродукция была привезена в Бережную Дуброву и установлена в иконостасе храма на то самое место, где находилась подлинная икона, написанная в 1527 году — слева от царских врат южного (главного) придела Рождества Пресвятой Богородицы. Местоположение её удалось определить по фотографии иконостаса Рождественской церкви, помещённой в книге Т. М. Кольцовой “Каргопольская икона”.
Обычно, в литературе этот образ Богоматери относят к Грузинскому типу, и считается, что на заднем плане изображён святитель Василий Великий. Однако в церковной описи 1871 г. она названа Тихвинской, и отмечено, что позади Богородицы на иконе присутствует изображение св. Иакова. Такое разночтение может объясняться тем, что эти два типа изображения Богоматери — Тихвинская и Грузинская практически не отличаются друг от друга. А вообще, бережнодубровский образ Божией Матери относится к очень древнему типу икон новгородского письма, уходящего своими корнями в XIV век и даже глубже. Грузинским же его стали называть позднее из-за схожести с иконой Богоматери Одигитрии, происходящей из Грузии и обретённой в 1625 году, когда приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев выкупил её у персов, завоевавших страну.
Относительно того, кто же изображён позади Богородицы — представляется, что всё же это Василий Великий, так как его образ на иконе очень близок к каноническому изображению святителя. Почему же тогда в описи он назван святым Иаковом? Возможно, ключ к этому кроется в подписи к иконе, нанесённой по красной кайме её нижнего края: «7035го нап(и)сана бы(сть) сия икона повелениям раба Б(о)жия Яко(ва)<...>А… с(ы)на на поклонение всемъ хр(истианам)» (цитата по Кольцова Т. М. Каргопольская икона (из собрания Архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»). — М.: ИП Верхов, 2019. — 224 С.). Надпись до реставрации иконы могла быть трудно читаемой, и не исключено, что члены причта Бережнодубровской церкви, составлявшие опись, могли посчитать, что имя «Яков» указывает на святого, изображённого на ней.
Вообще, маловероятно, что речь в описи идёт о какой-либо иной иконе, так как ни один из остальных образов, упомянутых там, не подходит по описанию, да и располагалась она в старом тябловом иконостасе, существовавшем во время составления описи, точно так же — первой слева от царских врат Рождественского придела. Современный каркасный иконостас выполнен мастером-иконописцем Платоном Петровым Булатовым в 1882-1883 гг. На фотографии 1962 года мы видим, что почти все иконы и резьба в то время ещё находились на месте. Разграблен иконостас был уже позднее, когда выросло новое поколение, которое воспринимало древние образа не как святыни или культурно-историческое наследие и память о предках, строивших храм, а как товар, который можно выменять на бутылку водки какому-нибудь падкому на старину заезжему туристу. Икона же Божией Матери была вывезена в Архангельский музей изобразительного искусства в 1965 году. Будем надеяться, что наступят те времена, когда станет возможным вернуть и её на своё исконное место в храм Рождества Богородицы, так же как это было с образом Тихвинской Богоматери, возвращённым Тихвинскому Успенскому монастырю и Троицей Андрея Рублёва.
Работы по поддержанию и сохранению Рождественского храма предстоит ещё немало, в том числе и в этом году. Следите за новостями здесь: https://onegaonline.ru/seetext.php?kod=1326 и здесь: https://verenitsa.ru/rubrika/vse_mesta/berezhnaya, а также в группе Вереницы.