Меню Закрыть

История часовни Сошествия Святого Духа в Осиновской (продолжение)

Мы начали публикацию этого материала несколько недель назад. Тогда рассказ закончился описанием половодья 1903 года, которое повредило часовню и её было решено переносить. Сегодня начатое тогда повествование  продолжено. Ниже вы видите  рассказ целиком вместе продолжением. Но сим рассказ не кончается, окончание возникнет еще через некоторое время.


 

Деревня Осиновская стоит на левом берегу реки Ваги, на старом участке исторического Московского тракта (современная дорога М-8 обходит деревню стороной). На начало XX века поселение входило в Устьпаденьгское сельское общество Устьпаденьгской волости Шенкурского уезда Архангельской губернии, и относилось к Устьпаденьгскому церковному приходу.

На рубеже XIX и XX веков жители Осиновской задумали построить у себя часовню. Место для неё было выбрано в верхнем конце деревни, между Московским трактом и рекой Вагой, в 30 саженях от крайнего дома, в 9 саженях от тракта и в 5 саженях от Ваги, то есть, почти у самого берега реки.

В это время в одной из ближайших деревень прихода – Нюнежской, что в четырёх вёрстах ниже по Ваге, на другом её берегу, шло строительство приписной Ильинской церкви вместо обветшавшей часовни (также посвящённой Пророку Илье), и нюнежские крестьяне согласились безвозмездно передать осиновцам старую часовню для постройки из её материала новой, что и было утверждено приговором собрания крестьян Устьпаденьгского общества 17 сентября 1900 года. Часовню жители Осиновской обязались строить и содержать на собственные средства.

В ноябре 1900 г. Архангельская духовная консистория, рассмотрев обращение благочинного священника Андрея Титова с приложенными к нему приговором крестьянского схода, чертежом предполагаемой к постройке часовни и планом местности, постановила:

«Разрешить крестьянам д. Осиновской Устьпаденгского прихода построить на свои средства из материалов Нюнегской часовни на избранном приличном месте около деревни деревянную часовню в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов по проекту часовни (без алтаря) в д. Корбальской Ямскогорского прихода, как наиболее подходящему к предполагаемому Благочинным проекту.

Поручить чиновнику Шишову снять копии с проекта Корбальской часовни для руководства строителей и уплатить Шишову за снятие копии 2 рубля из денег, присланных на составление проектов, и о возврате их к своему источнику предписать Благочинному священнику Андрею Титову, о чём и послать ему указ, поручив о ходе работ по постройке часовни доносить по полугодиям, а по окончании представить акт об освидетельствовании ея и о приёме в ведение Устьпаденгского причта».

 

Как можно заметить, вид часовни на первоначальном проектном чертеже отличается от конечного варианта: на четырёхскатной кровле молельного помещения предполагалось устроить световой барабан в виде восьмерика, покрытого шатром, который венчала глава. Звонница в проекте также имела более сложную конфигурацию и завершалась не шпилем, а главкой. Выбор же консистории в пользу проекта, составленного для постройки церкви Димитрия Солунского в Корбале, вероятно, был обусловлен тем, что по нему уже строился Ильинский храм в Нюнежской, такой готовый проект не требовал дополнительного расчёта материала, и был проще в исполнении. Забегая вперёд, надо отметить, что после завершения строительства Осиновская часовня, хотя и повторила в общих чертах облик церквей в Нюнежской и Корбале, но при этом, кроме отсутствия алтаря, отличалась и в деталях (например, конструкцией звонницы).

По рапортам благочинных мы можем проследить ход строительства часовни.

 

Рапорт благочинного 1-го округа Шенкурского уезда, священника Андрея Титова от 4 июля 1901 г.:

«В минувшее полугодие с 1901 г. положено основание часовни, и самая часовня возведена, рубка стен до потолочных балок».

 

Рапорт от января 1902 г.:

«В минувшем втором полугодии 1901 г. за неимением лесного материала на продолжение постройки, а также за неимением у крестьян строителей и самих сумм, потребных на приобретение такового материала, никакого движения не было. Уже лишь в самом конце полугодия начата заготовка лесного материала».

 

Рапорт благочинного священника Николая Шангина от 7 июля 1902 г.:

«За истекшее первое полугодие работы вчерне окончены, и часовня закрыта крышею, внутренняя же её отделка, как-то: настилка полов и потолков, устройство дверных и оконных косяков и рам будет производиться во втором полугодии с. г.».

 

Рапорт благочинного протоиерея Димитрия Козьмина от 2 декабря 1902 г.:

«Во втором полугодии 1902 г. работы не производились за отлучкою мастера для производства работ в других подрядных местах, и по недостатку лесных материалов, к обделке стен внутри здания имеет быть ныне же приступлено».

 

Казалось бы, постройка часовни близится к завершению, однако обстоятельства распорядились иначе: в весеннее половодье 1903 года Вага разлилась шире обычного, 6 апреля часовню льдом сдвинуло с места и повредило нижнюю часть сруба. Жители Осиновской решили: «Во избежание повторения случаев разрушения часовни, необходимо нужно переставить её на новое, более высокое место». На собранном 27 апреля сходе Устьпаденгского сельского общества все присутствовавшие одобрили решение осиновских крестьян и единогласно постановили: «Уступить место под постройку вышеупомянутой часовни выше деревни Осиновской по течению реки Ваги, на левой стороне Московского почтового тракта, в разстоянии от дома крестьянина Бориса Денисова Серхачева, значущагося на плане деревни под №1 – 50 сажен, и от реки Ваги – в разстоянии 40 сажен».

 

В своём рапорте от 26 июня 1903 г. благочинный Димитрий Козьмин писал, что прихожане предполагают просить епархиальное начальство разрешить постройку часовни на новом месте. Разрешение было получено только 14 августа. Ещё через месяц, 27 сентября 1903 г. пристав 1 стана Шенкурского уезда вместе со священником Устьпаденгского прихода Клавдием Синцовым и крестьянами деревни Осиновской осмотрели новое место, и «при осмотре оказалось, что избранное место имеет грунт земли песчаный, и находится на угоре, в разстоянии от ближайших жилых построек в 48 саженях, нежилых – в 41 сажени, от Московского почтового тракта – в 8 саженях, от реки Ваги – в 43 саженях, в общем, сказанное место вполне соответствует своему назначению и навсегда гарантировано от весенняго водоразлития реки Ваги». 17 октября губернский инженер отвёл место под строительство часовни.

 

Рапорт благочинного от 1 декабря 1903 г.:
«Разрешённая указом от 14-го Августа с. г. за № 8640 постройка часовни в д. Осиновской Устьпаденгского прихода с перенесением на новое место пока не состоялась, по причине позднего отвода г. Приставом места для постройки часовни (27 сентября) и наступления ненастной погоды, к работам предположено приступить в первой половине 1904 г.»

 

И, наконец, в рапорте от 23 июня 1904 г. благочинный сообщил, что «постройка часовни окончена». На всё устройство здания с перенесением на то место, где часовня стоит и поныне, было израсходовано 233 рубля 81 копейка.

 

Но предстояло ещё сделать иконостас. Для этого жители Осиновской пригласили известного в уезде мастера Ивана Прокопьева Попова, крестьянина деревни Юхневской Воскресенского общества Благовещенской волости, ранее работавшего над иконостасами в храме Райбальского прихода, часовне Фёдорогорского прихода и других местах. По соглашению, заключённому в 1905 году, Попов обязывался провести работы по устройству иконостаса за 275 рублей, в том числе с написанием 15 икон с оплатой по 5 рублей за каждую. Однако из-за непредвиденных расходов на перенос часовни и возведение её на новом месте, средств на продолжение работ, собранных среди жителей деревни, уже недоставало. К тому же осиновские крестьяне лишились заработка от исправления дорожного участка Московского тракта, так как эти работы перешли по переделу жителям других деревень. Поэтому уже в августе следующего года осиновцы были вынуждены просить разрешения епархиального начальства на сбор пожертвований по Архангельской губернии.

 

Сбор крестьяне доверили своему земляку Филиппу Коноплёву. Утверждая его кандидатуру на сельском сходе, жители деревень Устьпаденгского общества отметили: «Избираемый крестьянами дер. Осиновской для сбора пожертвований кр-н той же деревни Филипп Иванов Коноплёв человек честный и вполне благонадёжный, за действие которого мы, общество, вполне ручаемся».

 

27 августа помощник волостного старшины Шибанов выписал Коноплёву удостоверение, которое гласило:

«Устьпаденгское волостное правление Шенкурского уезда удостоверяет, что крестьянин сей волости и общества деревни Осиновской Филипп Иванов Коноплёв 39 лет под судом и следствием не состоял и ныне не состоит, поведение имеет честное, и что он, Коноплёв, действительно уполномочен по приговору Устьпаденгскаго сельскаго схода от 12 Августа 1906 года для сбора пожертвований в Архангельской губернии в 1906/7 г.г. на постройку часовни в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, при деревне Осиновской, Устьпаденгскаго прихода, Шенкурскаго уезда, Архангельской губернии. Августа 27-го дня 1906 года».

На обороте документа есть подписка самого Филиппа Коноплёва и удостоверение от причта Устьпаденгских церквей с его положительной характеристикой:

«Сбор пожертвований в течение года обязуюсь производить безвозмездно, что и подписуюсь, крестьянин Филипп Иванов Коноплёв

Удостоверение.

Причт Устьпаденгскаго прихода Шенкурскаго уезда сим удостоверяет, что крестьянин деревни Осиновской Филипп Иванов Коноплёв, безвозмездно обязавшийся на производство сбора пожертвований на приведение построеннаго здания часовни в честь Сошествия Св. Духа на Апостолов в благоукрашение иконостасом, поведения честнаго, благонравный и благонадёжный.

Устьпаденгскаго прихода причт:

Священник Клавдий Синцов

И. д. псаломщика Константин Рожин.

№108, 1906 года Ноября 12-го дня».

 

Священник Клавдий Синцов к просьбе прихожан отнёсся благосклонно, и в тот же день отправил через благочинного их прошение и приговор сельского схода на утверждение в Архангельскую духовную консисторию. Однако благочинный, протоиерей Дмитрий Кузьмин, относительно сбора пожертвований был другого мнения, и от себя добавил следующее:

«По моему мнению, часовни, устраиваемые без крайней в них нужды, как в Устьпаденгском приходе, следовало бы достраивать на средства прихожан, без обременения сборами по епархии.

За указанную цену 275 р. устройство иконостаса и написание икон не возьмётся ли лучший мастер-живописец, чем Попов?».

18 ноября консистория, рассмотрев прошение, вынесла резолюцию:

«Предложить при сем устраивать иконостас на свои средства.

Просьбу отклонить, так как для уважения нет оснований в законе».

 

Окончание следует

 

Илья Леонов

По материалам «Дела о постройке часовни в деревне Осиновской Устьпаденгского прихода Шенкурского уезда» (ГААО. Ф.29. Оп.4.т.3. Д.1573).

Опубликовано в .Наука, Все записи сайта, Осиновская