Меню Закрыть

Краткая история Никольской церкви в Волосове

Сохранившийся храм Николая Чудотворца в селе Волосово датируется 1670 годом и представляет собой тип шатрового храма восьмерик на четверике с примыкающей прямоугольной алтарной апсидой, покрытой бочкой с главкой.

За свою четырёхвековую историю здание храма претерпело множество конструктивных изменений: пристройка новой трапезной, разборка галереи, обшивка стен, добавление декоративных элементов, сильно видоизменивших его облик. Однако современный вид храма, сколько бы он ни казался пострадавшим от времени, в какой-то мере возвращает нас к его первоначальному облику XVII в. — произведению народного зодчества, лишённому позднейших наслоений.

 

Изначально с северной и южной сторон церкви были галереи, о чём свидетельствуют сохранившиеся на северной и южной стенах четверика следы врубок, лавок вдоль стен, штрабы и обрубленные выпуски балок пола, служившие консолями, а также дверные проёмы от двух входов в храм, впоследствии частично заполненные вставками из отрезков брёвен и превращённые в окна. К сожалению, эти следы не позволяют в полной мере реконструировать облик галерей, но можно в точности сказать, что они имели односкатные кровли.

Из архивных документов известно, что на месте нынешнего храма 1670 г. существовал более ранний.

Первое документальное упоминание о храме в Волосово встречаем в платёжной книге Каргопольского уезда 1555-1556 годов: «Волость Волосовская в Николском приходе по реке по Онеге, а в неи тяглых 42 деревни да заимище (…) В тои же Волосовской волостке в Николском приходе по реке по Онеге семь деревень, что вышли изо лготы лета 7068-го (…) В тои же волости на Волосове погост, а к погосту полдеревни Соколовской…» (Платёжная книга Каргопольского уезда 1555/56 гг. / публикация А. И. Копанева // Материалы по истории европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. – Вологда, 1972. — С.261.)

Примерно к этому времени относится упоминание Волосова в житии святого Александра Ошевенского.. К 1567 году относится самый ранний из дошедших списков  этого жития, которое свидетельствует, что поселение здесь было уже в те времена. И хотя в житии нет прямого упоминания церкви, этот факт имеет большое значение для местной истории. Согласно житию, именно здесь с 1447 году жил отец Александра Ошевенского, Никифор Ошевня с семьёй. Позже он переселился на новое место, именуемое теперь Ошевенск: «Затем он переехал в селение, по прозванию Волосово, находящееся в тридцати вёрстах от Каргополя, вниз по реке Онеге. И прожил он в том селении несколько лет».

 

Следующим по хронологии и самым важным историческим документом и реликвией храма, соединяющей историю более раннего и нынешнего храмов, является антиминс.  В православии это платок со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика… Он хранится в научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки РАН в Санкт-Петербурге.

Антиминс этот был изъят исследователями со своего исторического места – престола алтаря Волосовской Никольской церкви, где находился около четырёх столетий.  Он был привезён О.П. Лихачевой из археографической экспедиции в Каргополье 1969 году.

Антиминс представляет собой небольшой холщовый отрез ткани размером 18х20 см, большую часть которого занимает надпись, выполненная скорописью XVI века: «Освятися олтарь во имя Господа нашего Исуса Христа в храме иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийскаго чюдотворца епископом Макарьею Вологодцким в лето семь тысяч восемьдесят четвертаго месяца октября в 2 день на память священномученика Киприяна при державе царя, государя, великого князя Иване Васильевиче всея Руси».

Надпись на антиминсе свидетельствует о том, что на месте современного Никольского храма в 1576 году уже существовала одноимённая церковь, откуда, по всей видимости, антиминс был перенесён в известный сегодня нам храм.

 

От истории храма периода периода XVI-XVII веков сохранились уникальные иконы, считающиеся одними из самых древних в Поонежье. Деисусный чин второй половины XVI в., Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский) XVI в., Богоматерь Тихвинская 1614 г., Святитель Николай, с избранными святыми последней трети XVII в., Преподобный Александр Ошевенский XVII в., а также деревянный скульптурный образ Николая Чудотворца XVI в.
Иконостас сохранял свою целостность вплоть до середины XX века. Большая часть этих икон была вывезена в 1958 и 1962 годах во время Онежских экспедиций, организованных искусствоведом и реставратором Н.Н. Померанцевым, и хранится теперь в Архангельском областном музее изобразительного искусства.

 

Про историю храма XVIII века мы знаем, что церковь существует с тремя приделами.  Это Никольский (южный) и Покровский (северный) в основном объёме и придел Иоанна Златоуста в трапезной.

Из архивных документов о Покровском приделе впервые узнаём из Переписной книги Каргополького уезда от 1712 года (РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.168. Л.464): «Погост, а на тое погосте церков Николая Чудотворца, в пределе у тое же церкви Покров Пресвятыя Богородицы, древянная, строение приходных людей…»).

О наличии трапезной из Переписной книги 1719 г. (РГАДА. Ф.350.Оп.1. Д.169. Л.34) : «Волость Волосовская, а в ней погост на реке Онеге. А на погосте церковь Николая Чудотворца, в пределе Покрова Пресвятыя Богородицы, с трапезой, строение прихоцких людей, древянные».)

Архитектор Андрей Борисович Бодэ отмечает, что та трапезная, по всей видимости, была старше самой церкви. На это указывает очень грубая обработка внешней стороны западной стены основного объёма храма, словно эта стена изначально была предусмотрена как внутренняя, скрытая от глаз, то есть, нынешняя церковь была преставлена к уже существовавшей в 1670 году трапезной, которая оставалась от прежнего Никольского храма, упомянутого в документах XVI и первой половины XVII веков, и представляла собой отдельный сруб.

Придел Иоанна Златоуста в трапезной впервые упоминается в Экономических примечаниях от 1788 г. (РГАДА. Ф.1355.Оп.1. Ед.хр.№890): «Церковь деревянная Николая чудотворца с пределами Покрова Богородицы и святителя Иоанна Златоустого»).

Однако, эти сведения не дают нам точного понимания хронологии появления приделов, а просто отмечают их наличие. Вероятнее всего, второй, Покровский придел в алтаре летнего храма существовал с момента его постройки в 1670 году. Златоустовский придел, возможно, был устроен уже в новой трапезной, возведённой на месте прежней в 1765 году. О наличии колокольни узнаём из «Формулярной ведомости о церквях. 1833 года» (НАРК. Ф.25. Оп. 15. Д.130/2458. Л.128): «церковь зданием деревянная, шатровая с таковою же шпилевою колокольней, крепка». Из этого следует, что уже к тому времени первоначальное шатровое завершение колокольни заменили на купол со шпилем.

Одним из наиболее обстоятельных документов по описанию Никольской церкви является метрика 1887 года (ИИМК РАН P111 №4195 Л.10), составленная священником Василием Виноградовым. Из нее узнаём об облике храма после обновления 1869 года, когда была произведена тесовая обшивка фасадов, меняющая облик храма на манер каменной архитектуры, кровля и главы перекрыты железом. Подробно говорится о конструкции храма, интерьере, устройстве иконостасов и колокольне. По всей видимости, одновременно с устройством обшивки по северному и южному фасадам четверика поставлены четырёхколонные фальшивые портики с высокими треугольными фронтонами, прорублены дополнительные окна, декорированы грани восьмерика. Также, возможно, в это же время (или ещё ранее – при постройке новой трапезной в 1765 году) были разобраны галереи с северной и южной сторон основного объёма храма.

Реконструкция церкви 1907-1909 годов отражена в проекте 1906 года архитектора Афанасьева. В это время трапезная поднята и удлинена, возможно тогда же в ней устроен второй придел, сведения о котором есть в церковной описи 1924 года (ГААО. Ф. Р-4548. Оп.2. Д.51. Л.521)

В 1937 году храм закрыт. Особенно ценно, что до середины XX века его внутреннее убранство сохраняло также свою целостность — иконы, резьбу, расписные небеса. Церковь, как и многие другие в эти годы, использовалась в качестве зернохранилища, однако далеко не всем храмам удавалось сохраниться нетронутыми. До 1970-х годов экстерьер храма сохраняет свой целостный облик с момента последней реконструкции, которую она претерпела в начале XX века, кроме колокольни, снесённой в 30-е годы. Постепенно в 1970-е годы обрушается трапезная.

 

С 1974 году церковь в Волосове получила статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1984 году были проведены обмеры храма, зафиксировавшие крен шатра, на основании чего было принято решение его разобрать, а также была разобрана трапезная. Сейчас эти обмеры представляют важный материал в деле современной разработки реконструкции шатра и реставрации храма.

В ходе разборки в 1984 году шатёр обрушился вместе с несколькими верхними венцами восьмерика (впрочем, вероятно, это было контролируемое обрушение, так как аварийное состояние конструкций не оставляло другого пути его безопасного демонтажа). Вместо шатра над восьмериком устроили временную консервационную кровлю.

В 1985 году  Министерством культуры готовится первый, впоследствии нереализованный, проект реставрации. В конце 2000-х годов временная кровля над основным объёмом храма обрушилась.

 

Здание находилось в полностью аварийном состоянии, когда в 2016 году с памятником начинает работу некоммерческая организация Благотворительный фонд «Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница».

Добровольцы проводят первые противоаварийные работы — расчистку от растительности. В дальнейшем, вместе с мастерами плотницкой артели «Архангело» перекрывают храм новой консервационной кровлей и укрепляют стены сжимами.

Жители Волосова также принимают активное участие в сохранении своей святыни, их силами сделаны полы в храме и алтаре, новое крыльцо, закрыты оконные проёмы.

В церкви снова, впервые за много лет проводятся богослужения. Волонтёрские работы продолжаются и до сих пор, и проводятся с ориентацией на подготовку к реставрации памятника. В работе находится проект реставрации храма.

 

Даже столь поверхностный рассказ об истории храма Николая Чудотворца показывает, как многослойна проблема восстановления.  Занимаясь подобным памятником архитектуры, мы сталкиваемся с целым комплексом материального и духовного исторического наследия, который не ограничивается тем визуальным обликом (кому-то он может показаться скудным), в котором существует в настоящее время Волосовский храм. Более того, существование храма не ограничивается датировкой его нынешних стен. Это культурное явление, вписанное в историю нашего государства. 

Сохраняя материальную часть памятника, мы продолжаем его историю, уходящую корнями в XVI век.

Илья Леонов, автор сайта OnegaOnline

Екатерина Марина, искусствовед, участница волонтёрских работ в Волосове

 
Полную версию статьи можно почитать здесь.

Опубликовано в .Наука, Волосово, Все записи сайта