Вереница Verenitsa

спасение деревянных чудес
русского севера

[Мы вКонтакте]   [savechurch@mail.ru]

2017-Окт-22

Летние школы Вереницы

Алена Пятницкая

Наверное многие, кто бывал на русском севере, испытывали чувство щемящей тоски, граничащей с безысходность при виде серых, совсем недавно ещё добротных, а теперь таких покосившихся и безглазых деревянных домов без хозяина. Нередко в таких селениях есть даже пара-тройка постоянных жителей пенсионного, правда, возраста, десяток дачников, приезжающих на лето и деревянный храм, нуждающийся в реставрации. Благодаря искусству древних зодчих многие из таких храмов имеют художественную ценность, что в купе с исторической привлекает к ним общественное внимание.

Родившееся в 60-е годы движение добровольных помощников реставраторов многое сделало для их сохранения и имеет достойных продолжателей сегодня в виде благотворительных фондов и общественных организаций. Но деревянные дома русского севера всё также смотрят немым укором пустых окон, которые не меняют своего вида даже после восстановления соседствующего с ними шедевра древнерусской архитектуры. Тяжёлый и больной вопрос, почему так сложилось? И задавая его следует принять во внимание не только общественно-исторические явления, но и саму человеческую природу. И робкой попыткой ответить на него и вдохнуть жизнь пусть на короткое время в пространство северной русской деревни стала ремесленно-столярная школа в д. Гридинская.  Это Вельский район Архангельской области.

Первоначально планировалось, что это будет школа для мальчиков, мамы которых хотели бы отвлечь своих детей от планшетов, научить что-то мастерить , приобщить к общественно полезной работе и просто вывезти на родные просторы необъятной родины. Всего нас было 6 мальчишек 6, 7, 9,  2 по 11 и 12 лет, 1 девочка 3 года и трое взрослых,  то есть всего с двумя мастерами 12 человек. Случайно(а случайности не случайны) были найдены 2 мастера из шенкурского района: Любовь Александровна и Виктор Сергеевич. Надо сказать, что опыта организации детских полнорежимных лагерей у взрослых участников, то бишь родителей, представленных исключительно мамами и тетями,не было. Да и мастера пенсионного возраста им тоже не обладали, ведя мастер-классы для ограниченных по времени и количеству детей. Но благодаря всеобщей взаимовыручке и какому-то чувству неясного пока служения всё было налажено.

Честно скажу, режима дня не было. Хотя завтрак был назначен в 9, он съезжал иногда к 10 из-за опаздывающих, живших в доме на другом конце улицы. Про обед вообще молчу, хотя мы 3 взрослых тети готовили его почему-то втроём, но все равно опаздывали, так что даже Любовь Александровна подходила: «Чем помочь, девочки?» А Виктор Сергеевич  тактично задерживался в храме, доделывая работу, начатую ребятами. Хотелось бы по возможности избежать этой суеты в следующем году, и так распланировать день, чтобы мастера имели время законного отдыха, не мучившись тем, что ещё не всё доделано и вода не нанесена. Да-да, воду из колодца ребята таскали тоже с Виктором Сергеевичем, а когда и он без них. А как же без футбола? И тут Виктор Сергеевич азартно вступает в игру.

Впрочем, так оно и должно, мне кажется, было быть. Ведь цель школы была и в том, чтобы показать городским ребятам, как живёт деревня. А для этого нужен пример не мам, а чужих, в том числе и местных жителей, и мастеров.

Играем на дороге, т. к. поле косить-не перекосить.

         Одно хозяйственное дело нам всё-таки удалось поручить ребятам: они мыли посуду. Некоторая неразбериха была в составе мойщиков: сначала были назначены по 2 дежурных, на третий день дети решили, что всем вместе веселее, а затем мыли самые младшие, а потом начались дожди и всё мыли взрослые.

Видимо, в первый вечер знакомств нужно знакомить ребят с их обязанностями и на бумаге закреплять график дежурств и ответственных. В конце каждого дня нужно подводить его итоги поименно. Особенно хочется обратить внимание на отсутствие горячей воды и наличие детского коллектива. В целях профилактики я бы ввела ежедневное кипячение ложек-вилок в содовом растворе и ополаскивание горячей водой тарелок хотя бы раз в день.

Теперь про мастер-классы. Собственно первый мастер-класс бал проведён тут же по прибытию в Гридинскую. Только-только успев выгрузить рюкзаки, заселить мастеров и заселиться сами, глядим, а наши мастера уже несут ведро местной глины для поделок. Ну как тут было не восхититься! А поделок ребята понаделали множество: и кони деревянные расписные и свистульки — птички, зверушки всякие, и конечно же оружие: мечи и ножи.

   Впервые увидела их, бегущих по деревенской улице, с мечами в руках, а так, несмотря на окружающий безграничный деревенский простор, ребята жались к дому: то сидели за столом через дорогу, то играли в настольную игру «Уно» в комнате. Освоили попами, правда, склон к реке. Не знаю, в чем причина этого. Заросло травой всё, без живности не накосишься. Вот если бы поле перед храмом покосить!

Итак, у нас было 2 основных мастер-класса: выпиливание электролобзиком из дерева фигурок деревянных коней

c последующей раскраской акрилом и лепка фигурок животных из глины. Было ли это интересно ребятам? Подчас, скажу честно, складывалось впечатление, что нет и приходилось выгонять их из комнаты на мастер-класс — на улице поставили под навесом стол. Правда, на нем же мы и обедали, а потом, когда стало дождливо, проводили мастер-класс в комнате. Запомнился один вечер, когда двое ребят уехало и осталось их четверо мальчишек и одна девчушка 3х лет. Занятия были официально окончены, все как-то разомлели и Виктор Сергеевич загадывал ребятам загадки и показывал фокусы. И так всем было хорошо и интересно. А потом они вдруг все как один взяли кисточки и карандаши и принялись что-то ваять!

У взрослых тоже были свои мастер-классы. Например, как заготовить Иван-чай

Про общение с местными. В деревне живут постоянно 2 жительницы, с которыми мы уже давно, лет 5 как общаемся. Так вот только в этом году внуки одной из них пришли к нам в гости на занятия. Как-то забегают они и спрашивают у Любови Александровны из д. Литвиново Шенкурского района: «Не знаете, где у Вас тут цветы растут, бабушка пошла собирать?» А она отвечает: «А у вас?» Их нашедшаяся потом бабушка объяснила, что по полю ходил медведь, а из лесу заходил волк( волк зимой ее собаку таскал за шиворот), но ведь «волков бояться — в лес не ходить», а что такое лес, как не своя земля?

До встречи в следующем году!