Вереница Verenitsa

спасение деревянных чудес
русского севера

[Мы вКонтакте]   [savechurch@mail.ru]

Гридинская

Никольская церковь в Гридинской

Гридинская

Никольская церковь 1792 г. постройки (слева — гравюра конца 19-го века) находится в деревне Гридинская Вельского района Архангельской области.
Деревня Гридинская входила в куст деревень села Григорова, в 19-м веке относящегося к Вологодской волости.

История

Архитектурные школы Русского Севера складывались по рекам  —  онежская, северодвинская… Никольская церковь в Гридинской  — один из лучших представителей поважской школы архитектуры. До наших дней сохранились ее подобия  —  Ильинская церковь в Ростовской (там проведены противоаварийные работы), церковь Рождества Богородицы в Никифорово (в аварийном состоянии), Воскресенская церковь в Козловском (реставрируется местными жителями). Никольскую церковь в Гридинской несколько раз перестраивали в XIX веке, после революции в ней были спортивные залы, к концу советского периода церковь забросили.

Гридинская 2009

Фото 2003 года

Фото 2005 года

Наш выбор

В 1990 годы мы работали на церквях в Кальях на Северной Двине. Узнав, что они сгорели, мы захотели вернуться на север и помочь храмам. Глава волонтерского движения «Общее дело» отец Алексей (Яковлев) показал нам крестик на карте — это была деревня Гридинская под Вельском. Здесь мы нашли волшебную Никольскую церковь. Вверху её фото 2003 года. Тогда и начались первые работы.

Сначала нас было трое, через год шестеро, а работы летом 2005 года проводили уже 35 волонтеров. С первого же года нас горячо поддержали местные жители. Люди, храм, природа — в Гридинской все гармонично. Отсюда мы стали отправляться в экспедиции к другим разрушающимся церквям, в самой Гридинской начали собирать музей народного быта. Гридинская стала точкой отправления всех наших начинаний.

Фото 2013 года
Вокруг Никольской церкови находится в пределах трех километров куст из четырех деревень, в которых постоянно живут около 130 человек.
С первого года мы почувствовали, что людям храм нужен: они приходили работать, собирали средства, писали письма в защиту, когда церковь хотели перевести в музей «Малые Корелы». В 2013 году впервые со времен закрытия церкви в ней был отслужен молебен, крестились 23 человека. Люди связывают восстановление церкви с сохранением своей деревни.

Фото 2013 года
Фото 2014 года

Фото мая 2016 года

За пять рабочих сезонов 2009-2013 годов в церкви и на прилегающей территории был наведен порядок — стерты надписи со стен, убран мусор и пр. Над трапезной была поставлена новая крыша, над куполом — главка с крестом. Была восстановлена внешняя тесовая обшивка церкви, вставлены окна, а также сделаны временные двери и крыльцо. Были проведены консервационные работы на куполе.
Силами Вельского музея была перекрыта жестью трапезная и в 2014 году началась реставрация износившегося деревянного купола, крытого лемехами, и 2016 году работы с лемехом завершились.  На куполе  заменили 1500 лемешин, стоимость каждой их них 500 рублей (включая проект, заготовки материала, ручную работу). Таким образом общая стоимость работ оценивается приблизительно 750 тыс. рублей. (Работы над лемехом закончились в 2016 году.)

В июне 2015 года начали очистку внутренних стен от свинцовых белил, обезображенных выцарапанными надписями. Осилили нижнюю часть стен, куда можно было дотянуться с малых лесов. Долго искали инструмент для очистки — много всякого было перепробовано — оказалось нет ничего равного «болгарке» с правильными насадками. Вредные для здоровья белила заставляли работать в противогазах.



Гридинская июнь 2017

Можем сказать одно: нам все удалось. Амбициозные работы проведены успешно, и мы получили огромный опыт «взрослой» реставрации. На данный момент нами получено разрешение на ведение проектных работ, которое позволит получить проект на полное восстановление храма — в первоочередном списке восстановление крыльца, покраска церкви снаружи внутри и, наконец, снятие лесов. Особая задача, которую начали реализовывать уже в этом году — создание культурной среды. Летом местные жители провели несколько субботников на церкви, планируется расчистка от зарослей излучины речки и приведение в достойный вид кладбища, наконец, создан деревенский музей народного быта.Гридинская стала местом, куда каждое лето приезжают семьи наших волонтеров, в 2014 году был сделан важный шаг — ими был куплен первый дом для дачного отдыха. Поэтому впереди не только восстановление храма, но и обогащение жизни деревни личным участием. В 2016 году были возведены внутренние леса, достающие до неба. Работали даже зимой, а к лету 2017 года очистка стен была завершена.

Жители дружно вышли на субботник по уборке храма. Отцом Михаилом Провадой проведен молебен, собравший полсотни прихожан. Были крещены 27 человек.  Летом в клубе проводились занятия с детьми по подготовке к школе, рисованию, рукоделию


Наконец в октябре 2017 года было восстановлено процентов на 80 историческое крыльцо храма.

Гридинская июль 2017Фото 2015 года

2

Гридинская 2017 после службы

Доживем до весны 2018-го и закончим крылечко. Это, конечно, не все — впереди перекрытие новой жестью алтаря, ремонт текущего креста, обшивка храма снаружи…

Лагерь для мальчиков в Гридинской, август 2017, фото

В августе 2017-го  в деревне работали летние школы


Исходные фото Ксении Алешиной >>>

Гридинская в мае 2017

Май этого года выдался небывало холодным. Земля оттаяла только в июне. Но мы добрались до Гридинской, доставив некоторые деревянные заготовки из Москвы. 
Фотоальбом М. Шевелевича

Гридинская и Остахино, июль 2016, фото

Фотоальбом Е. Козловой  

Отец Михаил с командой из Сергиево - посада в июле 2016 года отправился с благой миссией , совершать Таинство Крещения жителей трех деревень в архангельской обл.

Гридинская, июнь 2016

В июне продолжались работы в церкви, в соседней Смольянской прошел День деревни, и мы приняли в нем участие.


Оригиналы Фото Ю. Соколовой >>>

Гридинская, майские 2016

В 2016-м году май выдался… Не май, а чудо! Все майские праздники сияло солнце, днем воздух прогревался выше 25 градусов и ни единой мухи-комара, разве что клещи проснулись. Но Вереница не гуляла. Работала. Продолжалась укладка лемеха на купол. Были малоуспешные попытки сопротивляться местным лесозаготовителям, которые противозаконно  губили леса окрест Гридинской.  И сразу три фотографа не жалели фотоппаратов…



Фото Ильи Гапиненко >>> (vk.com)

30 апреля - 8 мая 2016



Фото Юлии Соколовой (часть снимков сделана в Усть-Шоноше) >>> (vk.com)


Гридинская, июнь 2015

Как увидел лето 2015 года в Гридинской Илья Гапиенко 

 11-14 июня 2015

К источнику фото Ильи Гапоненко >>>

В июне плотники начали строительво крыльца Никольской церкви. Внутри храма начали снимать леса, поскольку в основном очистка стен была окончена.


Фотоальбом Н. Козлова

По библиотекам, апрель 2017

В апреле 2017 года состоялась поездка по сельским библиотекам, с посещением деревень Гридинской, Осиновской, Никитинской…  Фотоальбом Е. Козловой >>>

Летние школы Вереницы

Алена Пятницкая

Наверное многие, кто бывал на русском севере, испытывали чувство щемящей тоски, граничащей с безысходность при виде серых, совсем недавно ещё добротных, а теперь таких покосившихся и безглазых деревянных домов без хозяина. Нередко в таких селениях есть даже пара-тройка постоянных жителей пенсионного, правда, возраста, десяток дачников, приезжающих на лето и деревянный храм, нуждающийся в реставрации. Благодаря искусству древних зодчих многие из таких храмов имеют художественную ценность, что в купе с исторической привлекает к ним общественное внимание.

Родившееся в 60-е годы движение добровольных помощников реставраторов многое сделало для их сохранения и имеет достойных продолжателей сегодня в виде благотворительных фондов и общественных организаций. Но деревянные дома русского севера всё также смотрят немым укором пустых окон, которые не меняют своего вида даже после восстановления соседствующего с ними шедевра древнерусской архитектуры. Тяжёлый и больной вопрос, почему так сложилось? И задавая его следует принять во внимание не только общественно-исторические явления, но и саму человеческую природу. И робкой попыткой ответить на него и вдохнуть жизнь пусть на короткое время в пространство северной русской деревни стала ремесленно-столярная школа в д. Гридинская.  Это Вельский район Архангельской области.

Первоначально планировалось, что это будет школа для мальчиков, мамы которых хотели бы отвлечь своих детей от планшетов, научить что-то мастерить , приобщить к общественно полезной работе и просто вывезти на родные просторы необъятной родины. Всего нас было 6 мальчишек 6, 7, 9,  2 по 11 и 12 лет, 1 девочка 3 года и трое взрослых,  то есть всего с двумя мастерами 12 человек. Случайно(а случайности не случайны) были найдены 2 мастера из шенкурского района: Любовь Александровна и Виктор Сергеевич. Надо сказать, что опыта организации детских полнорежимных лагерей у взрослых участников, то бишь родителей, представленных исключительно мамами и тетями,не было. Да и мастера пенсионного возраста им тоже не обладали, ведя мастер-классы для ограниченных по времени и количеству детей. Но благодаря всеобщей взаимовыручке и какому-то чувству неясного пока служения всё было налажено.

Честно скажу, режима дня не было. Хотя завтрак был назначен в 9, он съезжал иногда к 10 из-за опаздывающих, живших в доме на другом конце улицы. Про обед вообще молчу, хотя мы 3 взрослых тети готовили его почему-то втроём, но все равно опаздывали, так что даже Любовь Александровна подходила: «Чем помочь, девочки?» А Виктор Сергеевич  тактично задерживался в храме, доделывая работу, начатую ребятами. Хотелось бы по возможности избежать этой суеты в следующем году, и так распланировать день, чтобы мастера имели время законного отдыха, не мучившись тем, что ещё не всё доделано и вода не нанесена. Да-да, воду из колодца ребята таскали тоже с Виктором Сергеевичем, а когда и он без них. А как же без футбола? И тут Виктор Сергеевич азартно вступает в игру.

Впрочем, так оно и должно, мне кажется, было быть. Ведь цель школы была и в том, чтобы показать городским ребятам, как живёт деревня. А для этого нужен пример не мам, а чужих, в том числе и местных жителей, и мастеров.

Играем на дороге, т. к. поле косить-не перекосить.

         Одно хозяйственное дело нам всё-таки удалось поручить ребятам: они мыли посуду. Некоторая неразбериха была в составе мойщиков: сначала были назначены по 2 дежурных, на третий день дети решили, что всем вместе веселее, а затем мыли самые младшие, а потом начались дожди и всё мыли взрослые.

Видимо, в первый вечер знакомств нужно знакомить ребят с их обязанностями и на бумаге закреплять график дежурств и ответственных. В конце каждого дня нужно подводить его итоги поименно. Особенно хочется обратить внимание на отсутствие горячей воды и наличие детского коллектива. В целях профилактики я бы ввела ежедневное кипячение ложек-вилок в содовом растворе и ополаскивание горячей водой тарелок хотя бы раз в день.

Теперь про мастер-классы. Собственно первый мастер-класс бал проведён тут же по прибытию в Гридинскую. Только-только успев выгрузить рюкзаки, заселить мастеров и заселиться сами, глядим, а наши мастера уже несут ведро местной глины для поделок. Ну как тут было не восхититься! А поделок ребята понаделали множество: и кони деревянные расписные и свистульки — птички, зверушки всякие, и конечно же оружие: мечи и ножи.

   Впервые увидела их, бегущих по деревенской улице, с мечами в руках, а так, несмотря на окружающий безграничный деревенский простор, ребята жались к дому: то сидели за столом через дорогу, то играли в настольную игру «Уно» в комнате. Освоили попами, правда, склон к реке. Не знаю, в чем причина этого. Заросло травой всё, без живности не накосишься. Вот если бы поле перед храмом покосить!

Итак, у нас было 2 основных мастер-класса: выпиливание электролобзиком из дерева фигурок деревянных коней

c последующей раскраской акрилом и лепка фигурок животных из глины. Было ли это интересно ребятам? Подчас, скажу честно, складывалось впечатление, что нет и приходилось выгонять их из комнаты на мастер-класс — на улице поставили под навесом стол. Правда, на нем же мы и обедали, а потом, когда стало дождливо, проводили мастер-класс в комнате. Запомнился один вечер, когда двое ребят уехало и осталось их четверо мальчишек и одна девчушка 3х лет. Занятия были официально окончены, все как-то разомлели и Виктор Сергеевич загадывал ребятам загадки и показывал фокусы. И так всем было хорошо и интересно. А потом они вдруг все как один взяли кисточки и карандаши и принялись что-то ваять!

У взрослых тоже были свои мастер-классы. Например, как заготовить Иван-чай

Про общение с местными. В деревне живут постоянно 2 жительницы, с которыми мы уже давно, лет 5 как общаемся. Так вот только в этом году внуки одной из них пришли к нам в гости на занятия. Как-то забегают они и спрашивают у Любови Александровны из д. Литвиново Шенкурского района: «Не знаете, где у Вас тут цветы растут, бабушка пошла собирать?» А она отвечает: «А у вас?» Их нашедшаяся потом бабушка объяснила, что по полю ходил медведь, а из лесу заходил волк( волк зимой ее собаку таскал за шиворот), но ведь «волков бояться — в лес не ходить», а что такое лес, как не своя земля?

До встречи в следующем году!

Пять лет в Гридинской

В 2009 году мы впервые отправились на север отдельным отрядом. Отец Алексей Яковлев из «Общего дела» показал нам точку на карте — это была деревня Гридинская в 60 км от Вельска, и в ней Никольская церковь конца XVIII века. В 1930-ые годы она была закрыта, долго пустовала, и все же мы успели – она стояла «без окон и дверей», но на «твердых ногах».

Гридинская 2009

За пять лет мы перекрыли крышу, обновили тесовую обшивку, вставили окна и сделали внутри храма все, чтобы в 2013 году отец Михаил (Провада) смог крестить местных жителей. Деньги на работы собирали всем миром, на церкви поработало больше ста человек — и волонтеры, и деревенская молодежь.

2

Новая задача для нас — восстановление купола (пучины). Это самый большой купол в Поважье, он покрыт особым материалом лемехом — черепицей из осины. Лемех делают вручную, топором, причем вытачивают каждую лемешину «индивидуально», обрабатывая в трех плоскостях. Такая работа не под силу одним волонтерам. Мы обратились к известному мастеру Дмитрию Соколову, который три недели в июне планирует посвятить работам на Гридинской. В июле мы планируем пригласить другого мастера — Сергея Головченко — для продолжения работ по лемеху. Сергей готов работать с волонтёрами, помочь в освоении необходимых навыков на месте.

SAMSUNG

Участники артели Дмитрия Александровича и волонтёры Рождествени-Вереницы и Реставроса с 12 по 15 апреля поставили на куполе леса, а в июне начнутся работы по лемеху. Несколько подмастерьев будут тесать заготовки лемешин на земле, а мастера — дорабатывать их на куполе. Лемех укладывается на «подушку» из бересты — ее уже начала заготавливать деревенская молодежь. Другая трудность состоит в том, что осина очень капризный материал, слишком часто деревья имеют гнилую сердцевину. Но лесозаготовители из Гридинской обещали свою помощь — подготовить к июлю достаточно крепкой древесины. Вместе мы восстановим купол, хоть для этого понадобится около 1000 новых лемешин.

Гридинская3

Сами работы — это еще песня в сравнении с получением разрешений в Министерстве культуры. И здесь мы бы не обошлись без помощи наших друзей, молодых архитекторов Миши и Насти Бахман, живущих в деревне на севере Вологодской области, нашего попечителя архитектора Андрея Борисовича Бодэ и его учеников и всех наших замечательных волонтеров, собирающих бумаги и отстаивающих очереди.

Вместе мы победим, и купол Гридинской будет снова зеленым, но не от грибка.  а от свежей краски.

Гридинская