Я всё же напишу свои впечатления. С сентября читаю их новости рано утром по пути на работу, как сводки с фронта. Уже все заочно родные.
Хотелось чем-то помочь, Даша связалась с координатором Анной, та просила купить продукты. Ночевали в Котласе, там и закупились. Уже в вагоне сидячем проводник подошёл - сказал, что поддерживает. Даже назвал, кто завербованный едет в нашем вагоне, кто активист. Три часа от Котласа- и мы в Шиесе. Нас встречают, ведут к первому костру "Ленинград"
Там человек 15. В палатке жарко, топится печка. Женщины кормят чудесным супом. Рядом стоит человек-дерево, тоже приехал (приехало) поддержать. О нём отдельный рассказ, всегда были добрые чудаки. Вот в Архангельске завёлся.
Игорь Александрович, старший по смене, предлагает пройтись по постам. Но из лагеря нас не выпускают, проверяют нашу одёжку-обувку. Выдают мне сапоги, предлагают позже прийти за куртками.
И вот перед нами огромная стройка. Горы щебня, бетонные плиты, двухэтажные бытовки. Город из "Тайны железной двери", пришло в голову такое сравнение. Стоит новая техника рядами. Дух захватывает: сколько денег вылили - распилили. А у нас на книжки не хватает несчастным детям. Зажимает меня.
Идём по стройке, а за нами тихо четверо охранников в чёрном. Молча.
Говорят, тех, кто общаться начинает с активистами, быстренько "просят".
Идём вдоль железной дороги, сворачиваем в лес (пока ещё). Проходим первый пост, двигаемся к дальнему - "Сталинград" назвали его.
Дорога грязная, прижимаемся к краю.
Последний пост на выходе к газопроводу, к дороге. Именно по ней шли бензовозы, пока два с лишним месяца им не перекрыли дорогу жители.
Знакомимся. И что-то поражает меня, не поняла сначала. И только потом одна женщина говорит: " Я поняла, что на севере есть мужчины". Да, всё в руки свои сильные взяли мужчины. Разного возраста, немолодых больше, пенсионеров.
И мы остались на их костре. Даша и Андрей помогли с дровами. Немного поготовили (и это с трудом давали).
Там полная мобилизация посёлка. Добровольная. Первый раз такое вижу. Один мальчик на следующий день сказал: "Я и не знал, что мы такие".
Дежурят сутки- трое, подобрали четыре бригады, остальные по мере возможности присоединяются. в Урдоме в у шлагбаума женщины. По тревоге бегут в любое время. Ночью приехали женщины дежурить молодые,они прошли к станции. Утром девчонки прибежали с пирогами и молоком. А ведь 30 км надо проехать.
Во время дежурства почти не спят, по рации переговоры с другими постами и Урдомой. Отслеживают и дальние подъезды. Охотники они, всю жизнь в лесу. И лес - часть их, как сердце, вырывают. Ярости, ненависти внешней нет, они спокойны. Иначе тут не выжить. Но землю они не сдадут. И все разговоры " всё равно проиграют" не так важны, как эта поддержка здесь и сейчас. Дежурством, советом, перепостом, сочувствием, рублём.
Ночью накатил снег, последний, наверное, весной. Красиво было. И в это время женщины в Урдоме завернули очередной бензовоз. А у нас было тихо. Отправили меня в машину поспать часика четыре, Даша и Николай Васильевич под навесом прикорнули по очереди. Андрей не спал всю ночь. Ещё сбегал на станцию помочь. Утром пришла новая смена: молодые ребята.
А так мимо нас прошли Микунь, Сыктывкар, Коряжма, Новодвинск, Виледь - едут люди поддержать. Расспрашивали и нас - кто, мол, почему на севере. Рассказали мы. Сочувствуют, про свои храмы доложили.
Молодежь и в депутаты хочет, и профсоюз свой - газпромовский не нравится.
Но в речи и стариков, и молодежи сквозит мысль: как мы ( страна) докатились до такого, почему нас не слышат. Ведь не сразу в лес они пошли, писали несколько месяцев во все инстанции.
Они умные и свободные. Спокойные и справедливые. Пусть я и романтик, но на севере давно и не проездом, видно людей.
Тихо провели мы утро ( правда, мимо прошли на станцию милиционеры, человек 10), охрана неподалёку всё стояла.
После опять зашли на пост Ленинград, попрощались, опять поели (это было невозможно). И с Леной из Коряжмы (она приезжает раз в 14 дней) сели в поезд Воркута- Москва.
С такими бы мы тогда вельские леса отстояли. Всё вспоминаю костёр. Есть мужчины на севере. Значит, всё будет хорошо.
Может, север пример и покажет, как не бояться и действовать.
А дерево залезло в кабину экскаватора, по словам активистов. Что-то ещё делало из ряда вон... Дяденька с зелёной головой, с большими крыльями за спиной, а ночью и со светящейся блямбой на голове. Выглядит это непередаваемо. А люди его любят, рады, что приехал, всюду провожали. Чудаки всегда были на Руси, Ефим Честняков тоже ведь странные вещи делал. Так что молодец "Дерево", что поддержало. Наберите Древарх в поиске, найдёте его. Я уж фото не буду.Представляете протокол-описание, как человек с крыльями залез на экскаватор и т.д.
Писатель таланта Зощенко давно должен вернуться к нам.