Вереница Verenitsa

спасение деревянных церквей
русского севера

savechurch@mail.ru

Форум

-- Список сообщений -- Поиск --

Вечный полдень Дионисия
Рита 25.11.18 15:25
Вчера сил не было остаться,но перемолвилась с Екатериной: приглашает на экскурсию. Билетов нет - коробочка вечная. Сходим? Месяц ещё.
Ещё перед Вереницей, в начале двухтысячных, часто туда заезжала, в Ферапотово. Может,благодаря этим фрескам и решилась на что. Кстати,есть легенда, что благодаря Юрию Иосифовичу Ковалю их причислили к памятникам и стали финансировать. Якобы приехал чиновник из Минкульта решать это,Коваль его к себе на Гору отвёз,напоил хорошенько, на следующий день всё было подписано.
Но Валентина Вьюшина, хранителя фресок, ЮИ очень любил. Тот открывал фрески в любое время ему.
ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ
Проект «Свет фресок Дионисия – миру»
24 ноября – 24 декабря 2018 г.
Выставка Юрия Холдина
Авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой
Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд «Фрески Руси»
Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина»
Адрес: Гагаринский пер. 4/2
тел.: 8(495)695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Фрески храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой - вершина искусства XV века - «золотого века русской иконописи» - объект культурного наследия ЮНЕСКО. По художественной ценности грандиозную работу Дионисия - три сотни сюжетов, более семисот квадратных метров росписи - можно сопоставить только с двумя его современниками - Микеланджело и Леонардо да Винчи. Более того, фрески великого колориста и великого богослова дошли до нас в потрясающей сохранности. Они никогда не «поновлялись». Те, кому довелось увидеть их воочию, навсегда сохраняют в сердце ощущение присутствия иного мира. Но как нам рассмотреть их «глаза в глаза»? Как за полтора десятка минут музейного доступа всмотреться в непередаваемую гармонию цвета и света? Ведь многие из них расположены на большой высоте и далеко не идеально освещены? В начале XXI столетия нашему современнику, фотохудожнику Юрию Холдину удалось вдумчиво и внимательно всмотреться во все нюансы. Теперь мы можем не просто приблизиться к образам великого иконописца, но ощутить присутствие нетварного света в сложном архитектурном пространстве древнерусского храма благодаря уникальному проекту «Свет фресок Дионисия - миру». В чем же тайна? Почему фотографии фресок разговаривают прямо с нашим сердцем? Как происходит эта встреча?
Для Юрия Холдина - это двенадцать лет кропотливейшей исследовательской работы, более пятисот фотографий, особый, новаторский метод съёмки, создание ради идеи показать подлинного Дионисия издательства со своей системой допечатной подготовки. Палитра Дионисия высветленная, малоконтрастная, светоносная. Обнаружением природы Нетварного Света переполнены образы Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. У Дионисия, воспринявшего рублёвскую традицию, цвета становятся прозрачными, фигуры парящими, невесомыми, высветляя палитру, он исключает из неё в ферапонтовской стенописи чёрный цвет как светонепроницаемый. Цель – передача Божественного Света. Юрий Холдин через пятьсот лет также размышляет о свете, ведь фотография в переводе с древнегреческого - «пишу светом», и приходит к убеждению, что традиционные «ночные» методы съёмок, в отношении которых возник противоречивый термин - "фотофиксация", просто убивают фреску, делая её сухой и жесткой. Уловить особое состояние светоносности фресок возможно ближе к окончанию Литургии, в полдень. И он первым начинает работать при переменчивом дневном свете. Он находит, как обойти законы физики, определив для восприятия гармонии дионисиевского цвета наиболее точный камертон освещённости. Он не только нашёл правильный спектр света для восприятия Дионисия, но и нашёл – как показать фактуру оригинала, моделируя светом объём и пространственную глубину стенописи, включая в композиции утраты как образ долгой и сложной полутысячелетней жизни этого памятника. Но при печати работ, как правило, теряется качество съёмки, поэтому Холдин постоянно ради качественного результата контролировал весь технологический процесс. При создании образа священного пространства не может быть мелочей. Потому и от печатников он добивался не только попадания без минимальных погрешностей в цвет, по многу раз сверяя оттиски со своими цветопробами, но и мягкости изображения, чтобы образ мы видели сквозь свет и воздух – из которых соткано существо фрески и которым они дышат в стенах древнерусского собора.
Уникальный проект, не имеющий аналогов в мировой фотографии, начал свою выставочную жизнь в 2006 году в стенах Третьяковской галереи. Сегодня за его плечами десятки музеев и выставочных залов в городах России и Европы. Но в Москве он всегда ожидаем. Как встреча двух художников, двух искусств, впервые так благополучно и непротиворечиво соединившихся. «Это действительно картины в картинах, ценнейший предмет для созерцания и изучения» - отмечают благодарные художники, говоря, что только теперь стало понятно, как раньше не хватало им такого взгляда на живопись – «в частности на живопись «духовную», существующую неотрывно от стен великих храмов, монастырей». А, по мнению доктора искусствоведения, профессора ВГИКа В.П.Михалёва, существование этой выставки доказывает, что «фотография – большое искусство, если она может находиться на таком колоссальном уровне».

Запись на авторские экскурсии Е.В.Даниловой через сайт: http://www.dionisy.ru/%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%...

ответить

Казначей 25.11.18 16:28
Я отпал, когда в сериале «Раскол» Никон по сюжету был сослан в Ферапонтов монастырь, и это было перенесено в современность — съёмки организовали в подлинных интерьерах и фресках.

ответить

0.004 sec.